Posted 4 марта 2004,, 21:00

Published 4 марта 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:42

Updated 8 марта, 09:42

АРИЯ ТОРЕАДОРА

АРИЯ ТОРЕАДОРА

4 марта 2004, 21:00
АРИЯ ТОРЕАДОРА

И.о. министра иностранных дел России завершил визит в Испанию. Обсуждались наши отношения с Евросоюзом. Расширение ЕС в сознании россиян – нечто вроде напасти или стихийного бедствия. На 300 млн. долларов одних убытков.

В Мадриде уже говорят, что это была последняя гастроль Игоря Иванова. На его место прочат другого. Есть нечто символичное в том, что прощаться с должностью нынешний руководитель российского дипломатического ведомства приехал именно в Испанию. Здесь он начинал карьеру третьим секретарем советского посольства почти четверть века назад. Будет, правда, у него еще одна возможность постоять за честь державы.

11 марта – встреча с председателем ЕС в Ирландии. Но это другая песня.

Итак, последний и решительный бой в Мадриде. От его исхода во многом зависит, удастся ли России отстоять свои интересы, избежать экономического ущерба, защитить права русскоязычных граждан в Прибалтике, пробиться в Калининград и не потерять лицо перед «гидрой ЕС». Ждать осталось недолго. 1 мая расширение состоится. Там станет ясно, кто выиграл, а кто проиграл. Особенность же текущего момента в том, что о кризисе в отношениях с ЕС у нас теперь говорить не принято. Как о покойнике: или ничего, или только хорошее. Иначе где же логика? Премьером назначили человека, который, сидя в Брюсселе, в течение года занимался указанными проблемами. Тут одно из двух: или Михаил Фрадков при всем его усердии и опыте международного сотрудничества не добился положительного результата, а проще говоря, завалил «ответственный участок». Или он успешно справился с порученным заданием, но нам об этом до сих пор почему-то не сказали.

Все мы помним, как еще недавно Игорь Иванов давал решительный отпор нашим недругам в Евросоюзе. Они якобы ставят палки в колеса, мешают вступить в ВТО, не хотят отказываться от импортных ограничений, зовут к позорному столбу за нарушение прав человека в Чечне, за презрение к европейским ценностям и т.д. Но тут все изменилось. Теперь МИД уверяет, что никакого кризиса в отношениях с Евросоюзом у России нет. Все, оказывается, хорошо. Тишь да гладь. Более того, в Мадриде Игорь Сергеевич впервые заявил, что от расширения ЕС Россия только выиграет. Ну как тут не изумиться. Куда же девались трудности, где же разногласия, о которых совсем недавно твердила наша дипломатия? Не ясно. Ведь ничего не изменилось. Европа стоит на своем. Она утверждает, что нарушение брюссельских заповедей грозит штрафными санкциями. В общем, на западном фронте без перемен.

Но перемены все-таки есть. Они касаются внутренней политики России. Назначение Михаила Фрадкова внесло определенные коррективы и в наши отношения с Брюсселем. Тональность публичных заявлений российских политиков по данному вопросу стала другой. Даже Герман Греф – главный переговорщик с ЕС об условиях дальнейшего взаимодействия – сменил гнев на милость. Он уже не столь эмоционален, когда говорит об «упрямстве бюрократов в Еврокомиссии». Такое впечатление, что все проблемы решены. Причем исключительно в нашу пользу. И.о. министра экономического развития обещает свести все потери России от расширения ЕС «к нулю» и сделать это в самые короткие сроки. Его бы устами…

"