Posted 3 декабря 2014,, 21:00

Published 3 декабря 2014,, 21:00

Modified 8 марта, 04:14

Updated 8 марта, 04:14

Нелестное соседство

3 декабря 2014, 21:00
Россия опустилась со 127-го на 136-е место в рейтинге «Индекс восприятия коррупции». Об этом сказано в докладе, представленном в среду международной неправительственной организацией Transparency International. Представители стран, получивших нелестные оценки, нередко обвиняют составителей рейтинга в предвзятости. Экспе

«В 2014 году Россия получила 27 баллов, на один балл меньше, чем в 2013 году, и заняла 136-е место, поделив его с Нигерией, Ливаном, Киргизией, Ираном и Камеруном», – говорится в сообщении Transparency International. В исследовании, проведенном в минувшем году, наша страна заняла 127-е место, набрав 28 балов. В рейтинге страны мира ранжируются по шкале от 0 до 100 баллов, где ноль обозначает самый высокий уровень коррупции, а 100 – самый низкий. Средний балл по региону «Восточная Европа и Средняя Азия», в который входит Россия, – 33 балла. Лучше всего среди других стран региона выступила Грузия (52 балла), хуже всего – Туркмения (17 баллов).

Представители Transparency International присудили первые три места в общем рейтинге Дании, Новой Зеландии и Финляндии (92, 91 и 89 баллов соответственно). КНДР и Сомали поделили последнее место индекса, набрав лишь по 8 баллов.

Председатель правления «Transparency International Россия» Елена Панфилова сообщила «НИ», что рейтинг составляется на основе результатов исследований, проводимых ежегодно разными зарубежными и международными организациями, в частности, известной швейцарской неправительственной организацией «Всемирный экономический форум»: «Они исследуют состояние экономики разных государств, их инвестиционный климат, а также антикоррупционную деятельность. Мы берем из результатов исследований данные, связанные с восприятием жителями разных стран коррупции, сводим воедино, после чего составляем рейтинг. Опрашиваются этими организациями самые разные люди – представители малого, среднего и крупного бизнеса, а также люди, работающие в различных отраслях. Да, представители государств, получивших нелестные оценки, часто обвиняют рейтинг в предвзятости. Но ведь рейтинг – это зеркало, мнение людей. Впрочем, понимаю их. Было бы странно, если бы они согласились с негативными оценками».

Что касается борьбы с коррупцией в России, продолжает г-жа Панфилова, то мы «топчемся на месте». За последние годы нет ни одного раскрытого громкого коррупционного дела. «Уголовное дело подмосковных прокуроров развалилось, дело Минобороны разваливается. Борьба с коррупцией сводится к наказанию за небольшие взятки учителей и врачей, – заявила правозащитница. – Впрочем, надо отметить, в одной из структур – ФМС – уровень таких проявлений снизился. Теперь без проблем можно обменять общегражданские паспорта и получить заграничные. А вот в работе с мигрантами все осталось по-прежнему».

Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов считает рейтинг не совсем объективным. «Сейчас независимые экспертизы дают возможность пересмотреть заключенные в разных отраслях контракты. В некоторых ведомствах уровень злоупотреблений снижается, – заявил «НИ» г-н Кабанов. – А исследователи спрашивают мнение людей, которые этого не видят, судят о коррупции по сообщениям СМИ о количестве взяток. Надо более широко освещать успехи борьбы федеральной власти с этим явлением. Но, надо отметить, во многих структурах по-прежнему лишь имитируют противостояние злоупотреблениям. Что требуется для снижения коррупционного уровня? Урезание полномочий разных чиновников и упрощение проведения различных процедур».

У исполнительного директора движения «За права человека» Льва Пономарева иное мнение. «Да, в этом рейтинге, как, впрочем, и в других исследованиях, вполне могут присутствовать погрешности. Но в целом с результатами, полученными Transparency International, я согласен, – сказал г-н Пономарев «НИ». – Коррупционный уровень уменьшится в случае, если станут более свободными СМИ, а федеральные телеканалы будут предоставлять более объективную информацию, если к выборам получат доступ оппозиционные кандидаты, если населению позволят выражать свои требования безбоязненно. А в настоящее время эффективное противостояние злоупотреблениям в РФ невозможно. Кто им противостоит? Те же «злоупотребители». Нельзя вытащить из болота самих себя».

"