Posted 3 декабря 2012,, 20:00

Published 3 декабря 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 02:21

Updated 8 марта, 02:21

Безвыходное положение

3 декабря 2012, 20:00
В конце прошлой недели Минюст опубликовал приказ, в котором определил порядок ведения реестра «иностранных агентов». По мнению правозащитников, НКО, попавшие в список «иностранных агентов», уже не смогут выйти оттуда. Данная процедура в министерском приказе просто не прописана. Авторы же скандальных законодательных поп

Правозащитники, ознакомившись с приказом, изданным Минюстом, обнаружили, что выйти из «черного списка» по закону они не смогут. Приказ устанавливает порядок ведения реестра некоммерческих организаций. Он включает в себя перечень подаваемых сведений, порядок и способы представления НКО документов, сроки включения в реестр. Кроме того, в приказе описан порядок взаимодействия Минюста РФ и его территориальных органов по вопросам ведения реестра.

По мнению правозащитников, документ слишком расплывчатый. В нем не прописано, например, какое наказание ждет тех, кто добровольно не подаст заявку на вступление в список агентов. Но самым трудоемким выглядит процесс выхода из реестра «иностранных агентов». Чтобы избавиться от клейма «шпиона», организация может подать заявление лишь спустя год со дня прекращения «деятельности в качестве НКО, выполняющей функции иностранного агента». Но сама запись об этом факте «биографии» организации все равно останется в базе данных ведомства.

Министерству юстиции следует определить правила вывода некоммерческих организаций из списка «иностранных агентов», считает лидер Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева. Кроме того, по мнению правозащитницы, непонятно также, кто и на каком основании будет вносить НКО в реестр, если сама организация себя по собственной воле «шпионом» не признает. «Если организация не признает себя «агентом» и кто-то сделает это за нее, то надо как-то с этим разбираться – или через Минюст, или через суд, – отметила г-жа Алексеева. – Однако пока это в законе и подзаконных актах не прописано».

Негативно встретившие законопроект об НКО российские правозащитники, по формальным признакам попадающие в реестр, не хотят по собственной воле записываться в иностранные агенты. Поэтому и думать о том, как выходить из «черного списка», не собираются. «Мы не считаем, что мы агенты, и поэтому не собираемся регистрироваться, – заверила «НИ» исполнительный директор Ассоциации в защиту прав избирателей «Голос» Лилия Шибанова. – Еще и думать о том, как выходить из реестра агентов, нам даже в голову пока не приходило».

По мнению эксперта, логично, что снять с регистрации НКО могут только в том случае, если будет организована очередная проверка. Непонятно также и то, как вносить в реестр тех «агентов», которые не захотели это сделать добровольно. «А если будет письмо написано по поводу НКО от какого-то гражданина в Минюст, что с этим делать? – рассуждает г-жа Шибанова. – Это в законе и приказе не прописано. Скорее всего, это может быть организовано таким образом. Поступает письмо в Минюст, он организует проверку, потом выносит решение по этому вопросу. Но вот именно этого нигде и нет. Как и что дальше происходит – непонятно». По мнению исполнительного директора «Голоса», резонанс от этого закона такой мощный, что либо будут приняты корректирующие поправки, либо закон просто не будет применяться.

Не собирается входить в «черный список» шпионов и лидер движения «За права человека» Лев Пономарев. «А раз туда не надо входить, то нет надобности и обсуждать, как из него выходить, – пояснил «НИ» правозащитник. – Я не знакомился с этими правилами. И не собираюсь их исполнять. В законе прописана только добровольная форма вхождения. Как они могут это сделать принудительно?» Лев Пономарев собирается оспаривать всякие принудительные меры по отношению к нему. «Как только я получу первую бумагу, в которой меня будут принуждать записываться в этот реестр, тут же пойду в суд», – уверяет собеседник «НИ».

Авторы поправок об «иностранных агентах» с правозащитниками не соглашаются. «Прописана эта процедура детально в регламенте Минюста или нет, это не является основанием для того, чтобы запрещать кому-то из этого реестра выходить», – сообщил автор поправок в закон об НКО, депутат Госдумы от фракции «Единая Россия» Александр Сидякин. Депутат уверяет, что в случае отказа НКО от зарубежного финансирования или политической деятельности они смогут покинуть этот список. И, по словам депутата, это будет делаться в уведомительном порядке.

"