Posted 3 декабря 2012,, 20:00

Published 3 декабря 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:11

Updated 8 марта, 05:11

Книжный суд

3 декабря 2012, 20:00
На этой неделе городской суд Дзержинска Нижегородской области рассмотрит представление прокуратуры о признании монографии «Международный трибунал по Чечне» экстремистским материалом. Редактору книги, известному нижегородскому правозащитнику Станиславу Дмитриевскому, спустя три года после аналогичной истории придется в

Попытка признать книгу экстремистской инициируется уже не в первый раз. Двухтомник «Международный трибунал для Чечни. Правовые перспективы привлечения к индивидуальной уголовной ответственности лиц, подозреваемых в совершении военных преступлений и преступлений против человечности в ходе вооруженного конфликта в Чеченской Республике» вышел в свет в июле 2009 года. Сразу после ее выхода Хамовнический суд Москвы начал проверку по факту предполагаемого распространения экстремистских материалов. Однако тогда доказать, что в книге есть что-то запрещенное, не удалось. Поэтому уголовное дело так и не было возбуждено.

Начать судебный процесс о признании книги экстремистской и внесении ее в список запрещенной литературы, согласно статье 13 закона о противодействии экстремизму, решил прокурор города Дзержинска. Суд иск принял, и уже прошло предварительное слушание по этому делу, правда, по каким-то непонятным причинам, в отсутствие главного заинтересованного лица – Станислава Дмитриевского.

Судебное рассмотрение, на котором должна решиться судьба монографии Дмитриевского, назначено на 6 декабря. О том, что состоится суд, правозащитник узнал из повестки, которая была вручена ему вечером 28 ноября этого года представителем службы участковых полицейских инспекторов. Причем, как отмечает Дмитриевский, в повестке не указано имя судьи, который будет рассматривать дело.

Стоит отметить, что в монографию вошли результаты трехлетней работы по изучению событий, происходивших во время чеченского конфликта, и анализ прецедентов права международных судов. Особое внимание авторов книги направлено на то, что к ответу за совершенные преступления должны быть привлечены представители военного командования и высшей исполнительной власти страны. В работе над монографией помимо самого Дмитриевского принимали участие журналисты и правозащитники Анна Политковская, Оксана Челышева и Богдан Гварели.

По мнению Дмитриевского, дело попытаются завершить как можно быстрее, не вызывая большого шума. Если обвинители смогут доказать наличие «экстремистского следа», книга будет запрещена. Уголовное преследование Дмитриевского ожидает только в том случае, если докажут, что идеи экстремистского толка правозащитник вносил в книгу намеренно.

Комиссар Международной комиссии юристов Каринна Москаленко, которая рецензировала научную работу Станислава Дмитриевского, считает, что сделать это будет крайне трудно. «Признание этой книги экстремистской, – конечно, нелепость, но эта нелепость достаточно опасная. Это попытка создания прецедента, – заявила «НИ» г-жа Москаленко. – В действительности же эта книга – очень серьезное исследование, никакого экстремизма в ней нет».

По словам Каринны Москаленко, Станислав Дмитриевский исследовал материалы всех международных трибуналов, которые когда-либо состоялись в мире: и по Руанде, и по бывшей Югославии, и по Сьерра-Леоне. Он проанализировал первые дела международного уголовного суда. «Это бесценная работа. На ней бы учиться и учить молодых юристов в области международного публичного права, где, на мой взгляд, ничего равного этой книге нет. Но, видимо, некоторым нарушителям прав человека кажется, что это очень опасный труд. Книга пользуется популярностью среди юристов, переведена на несколько иностранных языков, а в последнее время завоевывает все большую и большую популярность», – отмечает эксперт.

Авторы монографии говорят о конкретных составах и о конкретных примерах нарушений международного гуманитарного права. Причем, как отмечает г-жа Москаленко, ни одного примера они не придумали, а взяли только те реальные дела, которые прошли проверку судебными решениями, как в Российской Федерации, так и обязательными для России решениями Европейского суда по правам человека, где были установлены конкретные факты пыток и других международных преступлений.

Один из адвокатов правозащитника Дмитриевского, Мария Самородкина, в разговоре с «НИ» подчеркнула, что до решения суда ни один адвокат не может делать предположений относительно того, признают ли книгу запрещенной. «Это исследование, фундаментальный труд, а позиция автора основана только на решениях судов и на международном праве, и никакого экстремизма она содержать просто по определению не может», – говорит Мария Самородкина.

«Именно это адвокаты Дмитриевского попробуют объяснить суду, если суд, конечно, намерен их слушать, в чем есть большие сомнения», – подытоживает комиссар Международной комиссии юристов Каринна Москаленко.

"