Posted 3 декабря 2007,, 21:00

Published 3 декабря 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 02:12

Updated 8 марта, 02:12

Все по плану

Все по плану

3 декабря 2007, 21:00
Итоги думских выборов показали, что парламент будет полностью подконтролен партии власти. Демократы потерпели сокрушительное поражение, а единственной оппозиционной силой в стране остается КПРФ. Но, по мнению экспертов, результат коммунистов не спасет их партию от необходимости кардинальных перемен. И для Геннадия Зюга
Сюжет
Выборы

Раньше в ночь после выборов здание ЦИК РФ становилось местом паломничества лидеров партий и просто кандидатов в депутаты. Все ждали, что также будет и на этот раз. Недалеко от входа поставили три стола, за которыми сидели тетеньки со связками бейджей. Для высоких гостей зарезервировали гардероб, и журналисты, а также обычные гости были вынуждены вешать свою одежду, куда придется. Ходили слухи, что в ЦИК может приехать даже сам Владимир Путин. Но из лидеров 11 партий, участвовавших в выборах, в ЦИК не поленился заглянуть только вездесущий Владимир Жириновский, одетый в сиреневый пиджак и сиреневый галстук. Уходя, он поздравил всех с Новым годом. Потом подумал и добавил: «Чуть-чуть осталось».

Еще нынешняя ночь подсчета голосов отличалась тем, что результаты партий практически не менялись. «Единая Россия» держалась на уровне 63%, КПРФ – на 11,5%, и только ЛДПР плавно снижалась с 10,6% до 8,2%, а «Справедливая Россия», наоборот, росла с 7,1% до 7,8%. На расстановку сил не влияли даже весьма экзотические результаты голосования в некоторых национальных республиках. Например, в Чечне партия власти получила 99,2%, в Ингушетии – 96,1%, в Мордовии – 94,3%. Меньше всего «единороссы» получили в столицах – 54,1% в Москве и 50,3% в Петербурге. Демократы, наоборот, в столицах получили максимум. Результаты «Яблока» соответственно – 5,6% и 5,1%, СПС – 2,8% и 2,6%. Впрочем, это не спасло их от поражения, и подсчет голосов «Яблоко» вчера завершило на отметке 1,6%, СПС – 1,0%.

Чтобы скрасить скуку, члены ЦИК попеременно проводили телемосты с региональными коллегами. Общение проходило весело. Какая-то женщина была недовольна, что на избирательный участок не привезли капусту: «Все есть, а капусты нет». А в избирательную комиссию Омской области поступила только одна жалоба. Тему открепительных удостоверений главы избирательных комиссий старательно обходили. Только председатель избиркома Белгородской области Владимир Селянин признался, что выдал открепительных 28 тыс. вместо 5 тыс. на прошлых выборах. И что на некоторых участках у него зарегистрирована 100% явка, а его подчиненные так запутались, что им пришлось несколько раз переписывать протоколы голосования, чтобы в них сошлись цифры. Оппозиционно настроенному члену ЦИК Евгению Колюшину досталось вести телемост с Татарстаном. «За «Единую Россию» 93% проголосовали», – первым делом похвастался глава избиркома Татарстана Анатолий Фомин. «Путина так любят, или административный ресурс?» – спросил г-н Колюшин. «Потому что выборы очень значимые», – отвечал г-н Фомин. «Так еще и 100% может быть?» – поинтересовался член ЦИК. «Только начали считать», – не моргнув глазом, подтвердил глава татарского избиркома.

Эксперты «НИ» уверены, что Госдума пятого созыва не будет сильно отличаться от той, что была до этого. За исключением того, что в ней теперь не будет одномандатников, то есть депутатов, не входящих ни в одну из фракций. Три из прошедших в парламент партии объединяет поддержка курса исполнительной власти. Заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин полагает, что по принципиальным политическим вопросам, то есть важным для Кремля, партии будут группироваться. Но вместе с тем внутренние разногласия между «Единой» и «Справедливой» Россиями никто не отменял. «В чем-то они будут партнерами, а в чем-то конкурентами», – уверен эксперт. Глава Института национальной стратегии Станислав Белковский придерживается мнения, что будущий парламент не будет играть самостоятельной политической роли.

Основной интригой был вопрос о прохождении в Думу «Справедливой России», политической силы, которая заявила о поддержке Владимира Путина, но позиционировала себя в качестве оппонента партии, которую собственно президент возглавлял. Но сидение на двух стульям не помешало Сергею Миронову и его сторонникам преодолеть 7%-ный барьер. Алексей Макаркин уверен, что получить такой результат им удалось за счет избирателя, который хочет голосовать за президента, но который никак не хочет голосовать за «Единую Россию». Отчасти сработала их логика, говорит эксперт НИИ социальных систем при МГУ Дмитрий Бадовский: голосовать за Путина можно не только голосуя за партию власти.

А демократы проиграли вторую подряд избирательную кампанию в Госдуму: ни «Яблоко», ни СПС в новый парламент не попадают. Причем они проиграли выборы с треском, скатившись до одного процента с копейками. Станислав Белковский полагает, что попасть в Думу для оппозиции было изначально невозможно, поскольку отсутствовала реальная конкуренция, равный доступ к СМИ. «Это все было понятно еще год назад», – говорит эксперт. Но есть и другие причины. Аналитики говорят о том, что СПС и «Яблоку» в очередной раз не удалось выстроить внятную кампанию. Дмитрий Бадовский полагает, что СПС на протяжении всей кампании дезориентировал своего избирателя. Они пытались вести и идеологическую либеральную кампанию, одновременно «играли» с пенсионерами и в последние недели перешли к активному протесту. Вместе с тем Алексей Титков полагает, что «Яблоко» испытывает недостаток финансовых и организационных ресурсов. «Партию было очень мало где видно», – сказал он «НИ». Эксперт говорит, что программа и назначение «Яблока» и СПС были вполне понятными для избирателей в 90-е, но с изменением политической повестки стал вопрос о том, как они впишутся в новые условия, в совсем другой политический контекст. «В какой- то степени они своего места не нашли», – уверен он. Сейчас, по мнению г-на Титкова, встает вопрос о том, ради чего, ради какой идеи этим партиям дальше продолжать свою деятельность.

Заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин полагает, что партия Григория Явлинского уже давно представляет собой «идеологический клуб по интересам». И они в принципе могут сохраниться и во внепарламентском пространстве. А вот Станислав Белковский считает, что демократы должны либо уйти с политической сцены, либо провести кардинальную внутреннюю модернизацию, обновление своего руководства. «Сегодня можно говорить только о том, что оппозиция должна стать оппозицией и перестать искать уютное местечко за кремлевским столом», – уверен он. Дмитрий Бадовский считает, что главной тенденцией ближайших лет является политическое самоопределение среднего класса, который сформировался при Путине. Очевидно, что значительная часть этих людей хотела бы видеть внятную единую праволиберальную партию, которой на сегодняшний день нет. «Старые партии в основном выдохлись, а что касается «Гражданской силы», то это пока еще не партия, а проект, – говорит он. – Отчасти такая единая партия может сформироваться на осколках нынешних партий, но, возможно, что придется начинать с чистого листа».

В итоге главной оппозиционной силой в стране остается КПРФ. Но самое удивительное в этой ситуации то, что коммунисты все чаще и громче заявляют о нарушении властью демократических принципов. Они требуют исполнения законов, а не революционного переустройства. В принципе коммунисты могли бы объединить вокруг себя весь протестный электорат, но опять не воспользовались этим шансом, полагает Дмитрий Бадовский. Они работали на свой «ядерный» электорат, а про остальных избирателей забыли: консервативная тройка лидеров и Октябрьская революция, как идеологический центр кампании, не способствуют привлечению массового избирателя. «Видимо, мартовские выборы президента последние для Геннадия Зюганова, и скорее всего нас ждет обновление КПРФ», – полагает г-н Бадовский. Вместе с тем Алексей Макаркин отмечает, что «демократизм» левых по большому счету наигран, и когда они побеждают на выборах, они очень быстро забывают о всякой демократии.

ГОЛОС ИЗБИРАТЕЛЯ НА ВЕС ЗЛОТОГО
Накануне последних парламентских выборов в Польше журналисты газеты «Выборча» поймали депутата сейма прошлого созыва от партии «Самооборона» Ренату Бегер на скупке голосов избирателей. Для того чтобы зарегистрироваться кандидатом от партии «Самооборона» на выборы в сейм, Ренате Бегер необходимы были 5 тыс. голосов. Для этого она нашла себе посредника, который продавал голоса избирателей по 1 злотому за штуку. Журналисты записали на видеокамеру разговор депутата с посредником как раз в тот момент, когда стороны вели торг относительно цены на следующую партию голосов. Договорились на 3 злотых за голос (чуть больше доллара). Напомним, «Самооборона» – партия бывшего вице-премьера Анджея Леппера – на последних парламентских выборах, состоявшихся 21 октября, не добралась до сейма, набрав всего 1,5% голосов при необходимых 5%. А против получившей недавно диплом о среднем образовании пани Бегер возбуждено уголовное дело. Примечательный факт: в 2001 году Рената Бегер за использование фальшивых голосов в избирательной кампании уже приговаривалась к двум годам заключения условно с отсрочкой приговора на пять лет. Впрочем, это нисколько не помешало ей исполнять депутатские обязанности. Теперь, как утверждает прокуратура, пани Бегер могут ожидать 5 лет тюрьмы.
Виктор ШАНЬКОВ, Варшава


ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛЮБОПЫТСТВО ИЛИ ХАМСТВО?

Попытки откровенного манипулирования избирателями или нарушение их прав на свободное волеизъявление означали бы в странах Северной Европы катастрофу для партии, пойманной на подобных действиях. В Скандинавии считается неприличным даже спрашивать человека, за какую партию он собирается голосовать или каковы его политические симпатии. Ответом будет враждебное молчание, а того, кто задает подобный вопрос, окружающие сочтут хамом. В такой неблагоприятной для махинаций атмосфере партиям приходится вести себя с избирателями в высшей степени корректно, действуя в рамках закона и существующих традиций. «Грязная игра» ведется в самой политической тусовке. Наиболее распространены попытки разнюхать планы конкурентов. Последний скандал такого рода разгорелся в Швеции осенью прошлого года, накануне выборов в риксдаг. Выяснилось, что активисты либеральной Народной партии, раздобыв пароли компьютерного доступа, регулярно заглядывали во внутренние документы конкурентов – Социал-демократической партии. По факту незаконного вторжения в партийные компьютеры было возбуждено уголовное дело, но шведская Фемида отнеслась к виновным благосклонно. Тем не менее Народной партии пришлось уволить нескольких своих функционеров среднего ранга, которые якобы по собственной инициативе и без ведома высшего руководства шпионили за политическими противниками.
Алексей СМИРНОВ, Стокгольм

ЗА НЕЯВКУ НА ВЫБОРЫ ГРОЗИТ КРУПНЫЙ ШТРАФ

Везде, где существуют выборы, есть попытки их фальсифицировать. В Бельгии и Франции в этом году на первое место вышли споры по поводу электронного голосования. Оно применялось широко, и на многих участках вообще не было «бумажной» альтернативы. Специалисты утверждают, что возможность «вброса» электронных бюллетеней гораздо больше, чем бумажных. И проверить труднее. На местных выборах 28 марта на Корсике наблюдателей поразили избирательные списки, в которых было почти 213 тыс. имен. При том, что население острова составляет 270 тысяч. Получалось, что голосовать должны были даже грудные дети. В конце прошлого года завершился процесс по делу о фальсификации выборов 1989-го и 1995 годов в третьем округе Парижа. Главным обвиняемым был Жак Доминати – бывший мэр этого округа и впоследствии заместитель парижского градоначальника Жака Ширака. Мэрия вносила в списки тех, кто не жил в третьем округе. Естественно, политически «правильных» людей. 79-летнего мсье Доминати суд освободил от наказания, а остальных приговорил к условным срокам тюрьмы, штрафам по 2 тыс. евро и временно лишил права избираться. Во Франции голосование – это право и почетный долг, но не обязанность. Но, например, в Бельгии штраф за первую неявку на выборы без уважительной причины колеблется от 25 до 50 евро, за вторую – 125. Имя прогульщика-рецидивиста публикуется, он исключается из списка избирателей на срок до 10 лет. В результате явка близка к абсолютной.
Александр МИНЕЕВ, Брюссель

КАКИЕ ПАРТИИ ПОТЕРЯЮТ ДЕНЬГИ

Итоги прошедшего в воскресенье голосования скажутся и на партийных финансах. Партии, внесшие избирательный залог и набравшие по итогам голосования менее 4% голосов, потеряют 60 млн. рублей (размер залога). Из четырех партий, внесших избирательный залог, вернуть средства сможет только «Справедливая Россия». Лишатся миллионов СПС, «Яблоко» и «Патриоты России». Семи из одиннадцати партий, участвовавших в выборах и не набравших 3% голосов, придется расплатиться за предоставленный им для агитации теле- и радиоэфир, а также печатные площади в государственных СМИ. Не придется платить за бесплатное время в эфире и печатные площади только ЛДПР, «Справедливой России», КПРФ и «Единой России». Согласно законодательству, партиям, набравшим не менее 3% голосов, выделяются из бюджета средства из расчета 5 рублей за голос избирателя. Так, «Единая Россия», за которую, согласно предварительным результатам ЦИК, отдали свои голоса около 37 млн. избирателей, может рассчитывать на 185 млн. рублей. КПРФ сможет получить 30 млн. «Справедливой России» и ЛДПР будет выделено из бюджета около 23 млн. и около 24 млн. рублей соответственно. Остальным семи партиям, участвовавшим в голосовании и не преодолевшим барьер в 3%, рассчитывать на государственное финансирование не приходится.

"