Posted 3 октября 2010,, 20:00

Published 3 октября 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:37

Updated 8 марта, 06:37

Родина помнит

Родина помнит

3 октября 2010, 20:00
Россияне давно уже привыкли к собирательным образам мигрантов из ближнего зарубежья, которые, как правило, ассоциируются с укоренившимся в нашем обиходе словечком «гастарбайтеры». При этом где-то в стороне от нашего внимания остаются страсти, разыгрывающиеся в разных диаспорах из-за бурных политических событий в бывших

Пока внутриобщинные конфликты кипят в национальных котлах, но кто знает, во что они могут вылиться в дальнейшем и как это отразится на таком огромном мегаполисе, как Москва. Для прояснения вопроса корреспонденты «НИ» пообщались с представителями разных мигрантских общин.

Угроза государственного переворота и «ползучая» гражданская война в последние дни все сильнее будоражат мигрантов из Таджикистана. Это брожение достигло кульминации на прошлой неделе, когда в Москве провел пресс-конференцию политэмигрант, лидер таджикского движения «Ватандор» («Патриот») Дододжон Атовуллоев. Он рассказывал о ситуации на родине, не стесняясь в эпитетах по адресу президента Эмомали Рахмона, «под видом контрртеррористической операции на востоке республики укрепляющего режим личной власти». Оппоненты проявили себя сразу. Началось с того, что выступавшего обвинили в «очернительстве», но атмосфера окончательно сгустилась, когда среди присутствующих неожиданно появились люди в темных плащах и свитерах. «Доказать можешь?! «За слова отвечаешь?!», «Оскорбил весь таджикский народ!» – неслось из зала, и журналисты начали посматривать в сторону охраны. Но на этот раз обошлось.

Если говорить по сути вопроса, то, как всегда, в таких случаях фраза о «всем таджикском народе» прозвучала весьма абстрактно. МВД Таджикистана, как утверждают оппоненты властей из числа мигрантов, уже давно составляет «списки неблагонадежных» соотечественников, проживающих в России, и в последнем таком списке насчитываются 1565 человек. Они обвиняются не только в создании «негативного образа Таджикистан» за рубежом (это еще полбеды), но и в причастности к террористической деятельности, подготовке госпереворота и т.д. Все более чем серьезно. Поэтому «простые» мигранты, с которыми еще год назад корреспондент «НИ» обсуждал самые разные политические вопросы, теперь в разговорах все чаще стараются переходить на бытовые темы.

Надо сказать, что в связи со списками потенциальных невозвращенцев возникла интересная юридическая коллизия. Как рассказал «НИ» лидер общероссийского движения «Таджикские трудовые мигранты» Каромат Шарипов, в посольстве республики поставлена на поток выдача (за деньги, разумеется, бизнес есть бизнес) так называемых справок о возвращении – для тех, кто потерял паспорт и не может поэтому выехать на родину. «Посольство не вправе проводить оперативно-розыскных мероприятий, и кто может поручиться, что среди тех, кому разрешают вернуться со справкой, нет реальных террористов?» – недоумевает г-н Шарипов. Вопрос этот сегодня тем более актуален, что с конца сентября наступил «период возвращения», когда сезонные рабочие уезжают на родину (в апреле соответственно начнется обратный процесс). Что касается «политических», то многие из них ранее поспешили переселиться из России на Украину – там такой охоты за инакомыслящими соотечественниками таджикские власти не ведут.

Но если таджикские мигранты ломают копья вокруг политического настоящего и будущего своей родины, то для выходцев из Киргизии на первый план вышел национальный вопрос. После июльской резни на юге республики, приехавшие из Бишкека гастарбайтеры (и киргизы, и узбеки по национальности) всерьез обеспокоились тем, что междоусобная война перекинется на просторы российской столицы. Тем более что киргизских узбеков явно бы поддержали единоплеменники с исторической родины. «К счастью, обошлось без больших жертв», – сказал «НИ» председатель общества политэмигрантов Центральной Азии, узбекский правозащитник Бахром Хамроев.

Хотя, как признает Хамроев, трагедии все-таки были. Так, 15 сентября группа киргизов нанесла ранение узбеку, попытавшемуся флиртовать с киргизской женщиной. Во дворе одного из домов узбек убил дворника киргиза лопатой, назвав его «фашистским ублюдком». В августе несколько десятков киргизов и узбеков устроили драку на Ленинском проспекте – к счастью, обошлось без жертв. В ГУВД Москвы «НИ» отказались комментировать все эти истории. Бахром Хамроев, в свою очередь, говорит о том, что, слава Богу, «случившиеся трагедии не идут ни в какое сравнение с бойней в Южной Киргизии». По его мнению, здесь сыграл огромный авторитет мусульманского духовенства. «Во всех мечетях имамы ежедневно проповедовали, что убивать мусульман – огромный грех, и это возымело действие», – заключил правозащитник.

Обольщаться, правда, не стоит. Так, торгующий шаурмой на одном из московских рынков молодой узбек Улугбек и не скрывает, что приехал в Москву для того, чтобы заработать деньги на автомат. «Здесь я, конечно, убивать никого не буду, вернусь в Ош, где киргизы убили уже почти всех мох родственников, а уж там расквитаюсь», – заявил корреспонденту «НИ» новый знакомый. А на одном из московских рынков можно было видеть, как торговцы узбеки отказывались продавать яблоки киргизам: «Наши яблоки вы уже давно сожгли в Оше!»

Впрочем, если говорить о выходцах из Киргизии, то здесь можно выделить еще одну сторону проблемы. В одном из магазинов Южного округа корреспондент «НИ» недавно наблюдал такую сцену. Человек пять киргизов пришли к своей землячке-кассиру – выяснять отношения. Она, оказывается, принадлежит к клану, поддерживающему свергнутого президента Бакиева. «Мы тебя расстреляем», – заявили нежданные клиенты во всеуслышание. Охрана же словно попряталась. Призывы отдельных покупателей вызвать милицию повисли в воздухе. К счастью, это оказалось пустой декларацией, но можно себе представить, чем могла бы обернуться межкиргизская стычка в московском магазине. Тем более что приближаются парламентские выборы в Киргизии, напряжение в обществе растет, и события на родине, как и в таджикском случае, зеркально отражается на диаспоре.

Ни одна диаспора России не может похвастать таким количеством общественных организаций, как украинская. Среди объединений украинцев нашей страны есть как насчитывающие тысячи членов гиганты (такие как Федеральная национально-культурная автономия «Украинцы России» и Объединение украинцев России), так и экзотические карлики – наподобие Организации украинских националистов Москвы. Тем не менее разногласия в рамках диаспоры только однажды стали объектом навязчивого внимания СМИ – в 2004 году, когда российские власти решили провести активную агитацию за Виктора Януковича. «Надо просто понимать, что здесь существуют не украинские политические партии, а общественные организации. Мы не занимаемся политической борьбой», – заметил «НИ» заместитель руководителя ФНКА «Украинцы России» Алексей Григорович. Иной точки зрения придерживается председатель правления общественной организации «Землячество донбассовцев» Николай Лунев, по словам которого в годы президентства Ющенко его организация оказывала украинской оппозиции существенную поддержку, и этим «внесла свой вклад в победу Партии регионов и Виктора Януковича на выборах». Кстати, видимая аполитичность не помешала той же ФНКА «Украинцы России» и Организации украинцев России прошлой осенью написать письмо в поддержку Виктора Ющенко, когда президент Медведев в своем послании возложил на него ответственность за ухудшение российско-украинских отношений.

Молдавская диаспора, несмотря на свою многочисленность, а по разным данным в России находятся порядка 1,5 млн. молдаван, всегда считалась самой спокойной и политически незаметной. «Дело, скорее всего, в том, что многие представители молдавской диаспоры без проблем вливаются в российское общество, – убеждена эксперт кишиневского Центра европейской реформы Катинка Бариш. – Люди в основном без проблем говорят на русском языке, и получив хотя бы малейший шанс остаться в России, остаются, получают гражданство и, следовательно, не проявляют активности на политическом поприще. И зачастую становится все равно, кто и по какой причине стоит у власти в Молдавии», – сказала она «НИ». «Дело еще и в том, что молдаване по своей натуре достаточно мобильны, поэтому и за границу на заработки они уезжают с четкой политико-исторической подоплекой, – заявил «НИ» работающий в Москве уже десять лет молдавский архитектор Павел. – Те, кто на дух не переносит русский язык, Россию и пророссийских политиков, без проблем уезжает в Румынию. В итоге – никаких политических столкновений». Справедливости ради следует отметить, что инциденты все же имели место быть. Так, во время так называемой винной блокады в 2005 году в Москве прошел съезд молдавских гастарбайтеров, который раскритиковал тогдашнего президента Владимира Воронина и руководимую им партию коммунистов за выпады против России. В Кишиневе за мероприятием усмотрели «руку Кремля», а спустя несколько недель участники московского форума пожаловались в правоохранительные органы на то, что их дескать «кто-то пытался побить, причем сильно». Разгорелся скандал и поползли слухи о том, что для усмирения пророссийских молдаван в Москву приехали сотрудники молдавских спецслужб. Слухи в итоге никто так и не подтвердил, однако власти страны сделали «свои» выводы и уже к выборам 2009 года резко сократили количество избирательных участков за пределами Молдавии. Участки новые не открыли, а выборы эти, напомним, закончились грандиозным побоищем в Кишиневе. Впрочем, в тот раз московская диаспора выразила достаточно лаконичное общее мнение – лучше уж вообще не лезть в политику, чем устраивать позор в прямом эфире на весь мир.

Трудно сказать, переживут ли таджикская и киргизская диаспоры подобный перелом в настроениях. Комментируя проблему, профессор, заместитель заведующего кафедрой психологии личности МГУ Галина Солдатова, пояснила «НИ», что «причина агрессивного поведения иммигрантов, находящихся вдали от родины, конечно, кроется прежде всего в чувстве ностальгии, которое они остро переживают. Они ловят любую информацию о событиях на родине, собирают и обсуждают факты. Здесь нужно учитывать, что иммигранты бывают разными. Некоторые из них были вынуждены бросить все на родине, другие покинули свой дом по своему желанию. Поэтому реакция на события, происходящие «дома», зависит от того, позитивные или негативные чувства связывают переселенцев с прошлым». Добавим, что здесь, наверное, многое зависит и от уровня политической культуры, сложившейся в обществе. Грузия, например, за постсоветские годы пережила не менее драматические события, чем Киргизия, однако грузинская диаспора в Москве научилась цивилизованно выяснять внутригрузинские отношения. Скажем, Союз грузин в России настроен оппозиционно в отношении внешней политики правящего на родине режима, а некоторые другие объединения землячества, напротив, ее поддерживают. При этом удается избежать громких скандалов.

"