Posted 4 сентября 2019, 14:25

Published 4 сентября 2019, 14:25

Modified 7 марта 2024, 15:28

Updated 7 марта 2024, 15:28

Технология подмены: кого представляет на выборах в Петербурге Михаил Амосов

4 сентября 2019, 14:25
Сюжет
Выборы
Представлять демократов на губернаторских выборах в Петербурге назначили Михаила Амосова, который долгие годы состоял в партии "Яблоко". Однако бывшие однопартийцы выступают против него. И вот почему.

Иван Петровский

На днях число претендентов на пост губернатора Санкт-Петербурга сократилось до трех кандидатов – о снятии с выборов заявил коммунист Владимир Бортко. Кампания, которая еще год назад имела все шансы стать довольно непредсказуемой, на деле оказалась одной из самых неконкурентных и бессмысленных: петербуржцам придется выбирать между официальным кандидатом Александром Бегловым и двумя очевидными статистами. Пожалуй, самой сложной задачей для внутриполитического блока президентской администрации и Смольного был подбор кандидата, представляющего петербургскую интеллигенцию и либерально ориентированных избирателей. Эту роль исполнит экс-«яблочник» Михаил Амосов. Карьера уже немолодого политика таким образом получила неожиданный поворот: вчерашний оппозиционер теперь выступает спарринг-партнером провластного кандидата на полностью срежиссированных выборах.

Идеальный «яблочник»

Политическая карьера Амосова началась на излете перестройки. В 1990-м году молодой преподаватель, географ, успевший поработать на Шпицбергене, на волне демократических перемен вышел из КПСС и избрался депутатом Ленсовета. Следующие четверть века он неразрывно был связан с партией «Яблоко». Уже в 1993 году он баллотировался в Госдуму от блока «Явлинский – Болдырев – Лукин» и стал одним из основателей петербургского отделения партии.

С Петербургом у «Яблока» всегда были особые отношения. В ее сегодняшнем руководящем составе чуть ли не каждый третий – выходец из Северной столицы. Партия только на один созыв теряла представительство в петербургском ЗакСе. В 2007 году ее список сняли с выборов по подписям. По тому же сценарию спустя двенадцать лет были отсеяны независимые кандидаты в депутаты Мосгордумы. Сейчас Петербург - один из трех регионов, где у «Яблока» вообще есть региональные депутаты. И, надо признать, два десятилетия «яблочники» были в городе самой последовательной оппозицией, выдерживая довольно жесткую линию в отношениях со Смольным. Во всяком случае, в откровенных сговорах с властями они замечены не были. И Амосов – не исключение.

Он несколько раз избирался от «Яблока» в Заксобрание, в 2003-м баллотировался от партии на пост губернатора города (7,6%), долго возглавлял региональное отделение.

С «Яблоком» Амосов прошел огонь, воду и медные трубы петербургской политики девяностых и нулевых. Участвовал в акциях против строительства «Охта-центра», организовывал «Марши за сохранение Петербурга», задерживался полицией на одном из самых бойких «Маршей несогласных» в 2007-м. Боролся за скверы, парки, памятники и набережные. Если посмотреть на биографию Амосова в Википедии или прочесть его интервью прошлых лет – складывается идеальный образ типичного «яблочника».

«Не забудем, но простим»

Несмотря на заслуги перед партией, отношения Амосова с товарищами по «Яблоку», по крайней мере в последние пять лет, были сложными, а его репутация в среде петербургских демократов становилась все более противоречивой.

«Яблочники» утверждают, что после потери места в ЗакСе в 2007 году, главным в жизни Михаила Ивановича стало возвращение депутатского мандата. Он во что бы то ни стало хотел получить проходное место в списках партии на следующих выборах, и использовал для этого весь возможный инструментарий. Жертвой этих амбиций стало петербургское отделение партии.

В 2016-м Амосов вновь избрался депутатом, но выяснилось, что ровно половина бюро регионального совета, определяющего места в списке, прямо связаны с ним – это были помощники Амосова и люди, де-факто находившиеся у него на содержании. Что спровоцировало уже назревший раскол в отделении.

Внутрипартийные конфликты усугублялись идеологическими разногласиями. Как и для многих в нашем обществе, точкой невозврата для Амосова и «Яблока» стал Крым. Если партия прямо назвала произошедшее «аннексией», а бойню в Донбассе – преступлением российской власти, то Амосов предпочел остаться в потоке государственного официоза, за что даже был освистан на митинге демократов на Марсовом поле.

Выступления Амосова освистали и еще один раз, на митинге памяти Бориса Немцова у Финляндского вокзала. Там он догадался сказать с трибуны «не забудем, но простим» и призвал к конструктивному диалогу с властью.

Позже, когда активистов «Яблока» винтили на пикетах против повышения пенсионного возраста, он опубликовал статью, в которой назвал реформу «неизбежным злом» и в деликатных формулировках поддержал действия правительства.

Еще будучи членом «Яблока», Амосов стал подыскивать себе новую партию. В октябре 2018-го он «в частном порядке» появился на съезде «Справедливой России» и произнес приветственную речь. «Яблочники» негодовали: политик, называющий себя демократом, заигрывает с партией, которая открыто поддерживает президента Путина.

Его демонстративная лояльность в какой-то момент вызвала бунт группы активистов петербургского отделения. Они потребовали от федерального руководства партии отстранения председателя. Заодно ему припомнили хамский стиль общения с соратниками, а также сотрудничество с единороссами в лоббировании городского закона о штрафах для водителей, не успевших вовремя заплатить за принудительную эвакуацию машин. В мае 2017-го выяснение отношений между партийцами закончилось вызовом полиции в офис «Яблока» на Шпалерной, когда по помещению начали летать стулья.

В итоге руководство «Яблока» распустило реготделение и приостановило полномочия Амосова. Он, в свою очередь, отказался поддержать Григория Явлинского на президентских выборах и обвинил того в авторитарных методах управления. К этому моменту Амосов был однопартийцем Явлинского уже 25 лет, и раньше претензий такого рада не возникало.

Мучительные тяжбы закончились в ноябре 2018 года: Амосов вышел из «Яблока» вместе с 48 активистами, заявив о создании «Движения демократического обновления», которое, по его словам, будет отстаивать принципы, позабытые в «Яблоке».

Статист

За полгода до выборов губернатора Петербурга ВЦИОМ провел в городе закрытый опрос по заказу администрации президента и Смольного. Социологи замеряли электоральные рейтинги политиков, которых можно подобрать в качестве возможных спарринг-партнеров врио губернатора Александра Беглова.

Задача непростая: найти более-менее известных фигур, не угрожающих при этом вторым туром Беглову. В опросе, в частности, фигурировали фамилии режиссера и коммуниста Владимира Бортко, депутата Госдумы Олега Нилова («Справедливая Россия»), лидера фракции ЛДПР в ЗакСе Петербурга Олега Капитанова и – Михаила Амосова. Им власти были готовы помочь преодолеть муниципальный фильтр и выйти на выборы.

Никто из популярных в городе оппозиционных политиков к выборам допущен не был. Так, Оксана Дмитриева фактически прямо признала, что предпочла сотрудничество с Бегловым бессмысленным попыткам преодолеть муниципальный фильтр. Многолетний соратник Амосова и коллега по фракции «Яблоко» в ЗакСе Борис Вишневский, заявивший о своих губернаторских амбициях за год до выборов, все-таки попытался это сделать. Он стал единственным кандидатом, кто объехал почти все муниципалитеты Петербурга и лично попросил каждого депутата поддержать его участие в выборах. По итогам один из самых популярных политиков города, лицо популярной в Петербурге партии, собрал пять подписей.

Михаил Амосов тем временем привез в избирком 160 подписей мундепов. В интервью «Фонтанке» он не смог назвать ни одной (!) фамилии депутатов, оставивших за него автограф, сказав, что этим занималась «команда сборщиков». Собственно, Михаил Иванович и не скрывает, что пройти муниципальный фильтр он смог по решению властей. Насколько все это сообщается с «демократическими принципами», которые Амосов планировал возрождать, он не сказал.

Нашлась и новая партия: Амосов в итоге выдвинулся от «Гражданской платформы», которая давно используется главным образом для решения технических задач властей на выборах. Вся ее активность в публичном поле за последние годы свелась к участию в марше «Антимайдан», на участники которого в числе прочего несли портреты Бориса Немцова с надписью «организатор майдана». Через неделю после марша Немцова убили под стенами Кремля.

«Думаю, что таким путем человек решил сохранить себя в политике, – комментировал выдвижение Амосова Борис Вишневский. – Но серьезно пострадает его репутация – сговор очевиден». Поступок бывшего товарища Вишневский, который до последнего выдерживал нейтрально-миротворческую позицию внутри «Яблока», назвал «беспринципностью и неприличием».

В своих интервью Амосов говорит о том, что намерен «повторить подвиг Алексея Навального на выборах мэра Москвы, когда он был зарегистрирован и показал хороший результат». А также намекает на казусы прошлогодних региональных выборов: в нескольких регионах губернаторами были избраны спойлеры официальных кандидатов. Но почему-то кажется, что опытный петербургский политик сам не слишком верит в повторение такого сценария. Зато хорошо помнит о дате следующих выборов в ЗакС, на которых наверняка вновь намерен победить.

Подпишитесь