Posted 3 августа 2008,, 20:00

Published 3 августа 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:50

Updated 8 марта, 07:50

Утомленные казармой

Утомленные казармой

3 августа 2008, 20:00
В настоящее время расследуется свыше 700 уголовных дел по фактам уклонения от военной или альтернативной службы. Такие данные представил в конце минувшей недели Следственный комитет при прокуратуре. Примечательно, что большинство уклонистов – это контрактники, которые в массовом порядке начали покидать свои части. Воен

По итогам прошлогоднего осеннего и нынешнего весеннего призывов количество злостных уклонистов превысило 5 тыс. человек. Такие данные были представлены в минувшую пятницу на коллегии Следственного комитета с участием представителей Министерства обороны и МВД РФ. В отношении более 700 уклонистов от военной или альтернативной службы возбуждены уголовные дела. При этом треть дел касалась тех, кто уже был призван на военную службу, однако впоследствии уклонился от ее прохождения. Большинство уклонистов впервые за время существования российской армии составили не солдаты срочной службы, а контрактники и офицеры. Точное количество контрактников-уклонистов в Военном следственном управлении СКП не сообщают. Однако известно, что за первые семь месяцев нынешнего года за самовольное оставление части осудили 1852 военнослужащих. Еще 1033 избежали наказания за счет того, что добровольно вернулись на военную службу. В розыске остаются 5,5 тыс. человек.

По мнению экспертов, с увеличением количества контрактников в армии количество уклонистов среди них также будет возрастать. «Военные, которые подписали контракт и не исполнили свои обязательства – это такие же уклонисты», – поясняет «НИ» директор Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок. Большинство случаев уклонения, по словам эксперта, происходит, когда военнослужащие не возвращаются в часть их отпусков. Директор Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН Алексей Арбатов, напротив, считает, что свои обязательства перед контрактниками и офицерами не выполняет Минобороны. «Государство не предоставляет ни нормальное жилье, ни приличное денежное довольствие, и считает, что оно нарушить договоренность может, а военный – нет».

Бороться с уклонистами военные следователи предлагают традиционным способом – ужесточением наказания. Сейчас осужденный за уклонение, как правило, отделывается штрафом (по закону – до 200 тыс. рублей, на практике – 10–20 тыс. рублей).

При этом он уже на законных основаниях может год не идти в армию, дожидаясь снятия судимости. Военные следователи предлагают убрать уклонистов из перечня граждан, не подлежащих призыву. Соответствующий законопроект сейчас готовят в правительстве и планируют внести в Госдуму уже нынешней осенью.

Уклонисты, в свою очередь, изобретают все более новые способы уклонения от службы. «Я недавно узнал, что в Мурманской области несколько молодых людей воспользовались пунктом закона, по которому не подлежит призыву человек, женатый на пенсионерке. И 18-летние парни заключают фиктивные браки с бабушками», – рассказывает Анатолий Цыганок. Ужесточение наказания приведет только к росту взяток, возражает Алексей Арбатов. Он призывает военных сначала обеспечить личный состав всем необходимым, а потом ловить тех, кто не желает служить: «Они же сейчас распродают недвижимость, земли. У них денег куры не клюют. Вот пусть вкладывают их в людей».

Взятки в военкоматах активно берут уже сейчас. На заседании коллегии главный военный прокурор Сергей Фридинский сообщил, что по итогам весеннего призыва к уголовной ответственности привлекли более 40 сотрудников военкоматов. Еще 300 сотрудников военкоматов отделались дисциплинарной ответственностью, а общее количество выявленных нарушений превысило 1,5 тыс.

Между тем около 600 призванных нынешней весной уже уволены из армии по состоянию здоровья. «Они были призваны незаконно», – утверждает прокурор Фридинский. Это только капля в море, говорит «НИ» председатель Союза комитетов солдатских матерей Валентина Мельникова: «По-хорошему возвращать надо 90% парней». Ошибки медиков неудивительны, полагает г-н Цыганок, «комиссия проходит очень быстро, принимают по 100–150 человек».

В своем выступлении главный военный прокурор привел пример дела о фельдшере-коррупционере, которая незаконно освободила от службы 55 призывников. «Такого не может быть, – категорично заявила г-жа Мельникова. – Фельдшер никого не может освободить от службы. Медкомиссия состоит из 7 врачей, каждый из которых должен обладать лицензией на проведение военно-врачебной экспертизы. А потом личное дело такого призывника направляется на утверждение в призывную комиссию субъекта Федерации».

Игра в кошки-мышки между призывниками и военкоматами будет продолжаться минимум до 2030 года. Именно до этого времени Министерство обороны, как было заявлено на минувшей неделе, планирует сохранить призыв на военную службу. Положение зафиксировано в проекте Концепции строительства Вооруженных сил РФ, которую утвердят к осени. «К 2030 году армия просто развалится», – уверен Алексей Арбатов. По его словам, призывники «создают статистическую численность и совершенно не пригодны для обороны страны».

По статистике Минобороны, количество преступлений и происшествий в Вооруженных силах РФ с начала года превысило 8 тыс., а небоевые потери Российской армии составили 208 человек. Среди причин гибели военнослужащих при исполнении первое место занимают самоубийства – 121 случай, что составляет больше половины случаев. Еще 40 человек погибли в связи с несчастными случаями, и 21 – из-за нарушения Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. 11 военнослужащих были убиты по неосторожности сослуживцами. Жертвами превышения должностных полномочий и нарушения уставных правил взаимоотношений стали 8 человек. Нарушение правил обращения с оружием повлекло за собой гибель 7 военнослужащих.



В конце минувшей недели Нижнетагильский гарнизонный суд приговорил бывшего младшего сержанта Петра Тарасова к 4,5 годам колонии общего режима. Как установило следствие, в июле 2007 года Петр Тарасов избил рядового Артема Казначеева. Причиной избиения стал отказ рядового постирать младшему сержанту носки. Спустя три дня Артем Казначеев попал в госпиталь, где несколько недель находился в коме и, по свидетельству медиков, едва выжил. Врачи зафиксировали у пострадавшего ушиб легких и сердца с кровоизлиянием в полость сердечной сумки, а также ушиб печени с кровоизлияниями по всей поверхности. Петра Тарасова обвинили по статье 286.3 «Превышение должностных полномочий с применением насилия». Прокурор просил приговорить обвиняемого к шести годам колонии. Помимо лишения свободы, осужденного лишили воинского звания и запретили в течение трех лет после освобождения занимать командные должности.

"