Posted 3 августа 2004,, 20:00

Published 3 августа 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 02:22

Updated 8 марта, 02:22

Сопротивление бесполезно

Сопротивление бесполезно

3 августа 2004, 20:00
Вчера Госдума во втором чтении приняла скандальный закон о замене льгот денежными выплатами. Обошлось без серьезных баталий. Фракция «Родина» обвинила «Единую Россию» в подтасовке поправок. А коммунисты вдруг предложили не церемониться и принять законопроект целиком. Дебаты все же состоялись, но особого результата не п

Еще до пленарного заседания кто-то из «единороссов» решил взвесить плоды трудов над законопроектом. В итоге вся кипа документов с поправками и материалы предварительного законопроекта, внесенного правительством, потянули на пять килограммов. Поэтому нет ничего удивительного в том, что слуги народа заблудились в бумажном лабиринте, и многие из них так и не нашли своих поправок и поправок, внесенных коллегами. Объяснение нашлось позже. Оказывается, всю ночь с понедельника на вторник депутаты от партии власти формировали списки поправок. Одна их часть вошла в число изменений, рекомендуемых к принятию, другая, соответственно, рекомендовалась к отклонению.

Ознакомившись с тем, что получилось в итоге, лидер фракции «Родина» Дмитрий Рогозин предложил не рассматривать документ, обвинив профильные комитеты в том, что они не учли замечаний его фракции.

Оппонент г-на Рогозина Сергей Глазьев на этот раз дал происходящему схожую оценку: «Единая Россия» совершает чудеса думской эквилибристики, грубо нарушая регламент и нормы рассмотрения законов, фактически втягивая Государственную думу в преступление». Он также подтвердил «Новым Известиям», что фактически произошла подтасовка поправок. Коммунисты, в отличие от коллег по оппозиционному фронту, выглядели полностью смирившимися с поражением. Депутат от КПРФ Сергей Решульский предложил вообще прекратить полемику и проголосовать сразу за весь блок законопроектов. Сопротивление оппозиции при таком явном перевесе партии он назвал абсолютно бессмысленным.

Но эту неожиданную уступку «единороссы» не приняли и приступили к дебатам, хотя самые спорные моменты между парламентским большинством и правительством были, конечно же, обсуждены заранее.

В итоге депутаты сохранили в законопроекте единую ставку минимального размера оплаты труда (МРОТ) на всей территории России и установили, что он должен приближаться к прожиточному минимуму. Проект закона также устанавливает, что размер заработной платы бюджетников в регионах не может быть ниже, чем по состоянию на 31 декабря 2004 года. Депутатами также была одобрена правительственная поправка об установлении размеров ежемесячных денежных компенсаций для льготных категорий граждан с 1 января 2005 года. Инвалидам Великой Отечественной войны будет ежемесячно выплачиваться 1550 рублей, участникам – 1050 рублей, а жители блокадного Ленинграда будут получать 650 рублей. Инвалидам первой группы будет выплачиваться 950 рублей в месяц. Имеющим вторую и третью степени ограничения трудоспособности будут платить 550 и 350 рублей в месяц, соответственно. Детям-инвалидам ежемесячно будет выплачиваться 550 рублей.

Решено также, что льготным категориям граждан будет предоставляться соцпакет стоимостью 450 рублей. В него входят проезд на пригородном железнодорожном транспорте, лекарственное и санаторно-курортное обеспечение.

Депутаты поддержали поправку, сохраняющую государственные гарантии по предоставлению социальных услуг чернобыльцам и лицам, проживающим в районах Крайнего Севера. Были учтены вопросы применения северных коэффициентов.

Успокоить льготников уже под вечер вызвался министр здравоохранения и соцразвития Михаил Зурабов, участвующий в заседании Госдумы. По его словам, с 1 сентября начнется составление федерального регистра льготников. Министр пообещал, что непременно будет определен персональный статус каждого льготника. Впрочем, министру внимал уже далеко не полный состав депутатского корпуса. Почти вся оппозиция, да и некоторые особо утомившиеся представители партии власти досрочно покинули Охотный Ряд.

Сколько стоят льготы?

Большинство экономистов, которых «НИ» попросили прокомментировать возможные последствия монетизации льгот, не разделяют панических настроений оппозиционных депутатов. «Момент для проведения реформы выбран очень удачно, – считает эксперт Центра макроэкономического анализа и прогнозирования Игорь Поляков. – Сейчас этот процесс пройдет менее болезненно, чем если бы правительство сделало эту замену, например, три года назад. Приступать надо сейчас, потому что такой запутанности с социальными льготами, как в России, нигде нет. Это анахронизм».

По мнению эксперта, сейчас в России сложилась слишком сильная дифференциация по доходам, поэтому система замены льгот компенсациями – это «своеобразная помощь правительства малообеспеченным слоям населения». По оценкам специалистов Центра макроэкономического анализа и прогнозирования, существующая система льгот помогает бедным в очень небольшой степени. Основная часть льгот приходится на среднеобеспеченные слои населения. С этой точкой зрения согласны и эксперты аудиторской компании ФБК. По их оценкам, только 20% льгот реально попадают людям, нуждающимся в этом. Оставшиеся 80% достаются вполне обеспеченным гражданам.

По мнению эксперта Центра развития Натальи Акиндиновой, замена льгот выплатами приведет к большей прозрачности бюджета и уменьшит возможность злоупотребления. «Другой вопрос, что с социальной точки зрения механизм выбран не самый удачный. Я бы даже сказала дискриминационный. Льготников поделили не по принципу уровня достатка людей, а по принципу категорий», – заметила г-жа Акиндинова. Вызвала у нее сомнения и система распределения источников финансирования льготников. Напомним, что часть обеспечения льгот денежными компенсациями ляжет на плечи региональных бюджетов. Регионы будут отвечать за 20 млн. ветеранов труда, тружеников тыла и репрессированных. По некоторым оценкам, полностью профинансировать замену льгот на денежные компенсации не смогут 49 из 89 регионов. «У части регионов просто не будет средств для того, чтобы сохранить обязательства по льготам. В итоге льготники поделятся на черных и белых», – заключила Наталья Акиндинова.

Белые – это те, кто попадает под финансирование из федерального бюджета. По мнению аналитиков, сумма в 171 млрд. рублей, которую федеральный бюджет планирует направить на выплату льготникам в 2005 году, вполне выполнима. По оценкам Минфина, дополнительные доходы федерального бюджета за первое полугодие превысили 300 млрд. руб. Так что, по мнению большинства экспертов, в отличие от региональных бюджетов, федеральный бюджет вопрос с выплатами решит. В регионах же ситуация может привести к финансовому коллапсу.

В проблеме монетизации есть еще один «подводный камень» – многие льготники недовольны размерами выплат и опасаются, что суммы попросту не будут индексироваться.

По данным центра изучения общественного мнения «Левада-Центр», 61% населения уверены, что идея замены льгот денежными компенсациями затеяна с целью сэкономить бюджетные средства, 58% посчитало, что реформа приведет к ухудшению их финансового положения. Основным виновником всех бед россияне считают президента (34%) и правительство (34%). «С начала обсуждения идеи о замене льгот денежными компенсациями настроения людей не меняются, – сообщил «НИ» Алексей Гражданкин, начальник отдела ситуационного анализа «Левада-Центр». – Ведь люди, по сути, прекрасно понимают, о чем идет речь. Поэтому мы наблюдаем нулевой эффект как от пропагандистской кампании сторонников реформы, так и от усилий противников».



Об объеме социальных льгот, предоставляемых пока государством, можно судить по тому, что только на федеральном уровне установлено около 120 видов льгот для более чем 200 категорий получателей. В целом же по стране различными льготами пользуется более 103 млн. человек. Это около 71,5% населения страны. Как нам сообщили в аудиторской компании ФБК, потенциальный объем социальных льгот в прошлом году составил 2,8 трлн. руб., или 21,5% ВВП. Основными направлениями социальных обязательств государства в этой сфере являются: транспортные услуги (395,2 млрд. руб.); медицинские услуги (133,8 млрд. руб.); санаторно-курортные услуги (123,6 млрд. руб.); жилищно-коммунальные услуги (123,3 млрд. руб.). Сопоставляя потенциальный объем расходов на социальные льготы с показателями бюджета, можно констатировать, что для полного покрытия социальных обязательств государства в части льгот потребовалось бы выделить на эти цели 68,3% бюджетных средств. Реально же на предоставление социальных льгот предусмотрены расходы не более 10–15% средств бюджета.

"