Posted 3 июля 2012,, 20:00

Published 3 июля 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:29

Updated 8 марта, 05:29

Безосновательное вооружение

Безосновательное вооружение

3 июля 2012, 20:00
К концу года в России появится военная полиция, сообщил вчера начальник Генштаба Николай Макаров, отметив, что «формирование института военной полиции идет по плану» и с 1 декабря данная структура начнет функционировать в армии и на флоте. Между тем федерального закона или хотя бы законопроекта, регулирующего деятельно

По словам главы Генштаба Николая Макарова, которые привел «Интерфакс», центральные органы военной полиции – Главное управление Минобороны РФ и соответствующие структуры в военных округах и на флотах уже созданы. Якобы структуре военной полиции переподчинены военные комендатуры, включая подразделения военной автоинспекции, комендатуры гарнизонов. Кроме того, уже ведется подготовка кадров военных полицейских.

Данное заявление вызвало сильное удивление законодателей и общественных экспертов, занимающихся проблемами армии. В частности, совершенно непонятно, на каком основании идет обучение этих полицейских, если такой структуры в российской реальности не существует. Как сообщил «НИ», член комитета Госдумы по обороне Владимир Бессонов, в профильном комитете законопроекта о создании военной полиции не наблюдалось. «Идет повсеместное закрытие воинских частей и подразделений, учебных заведений. Даже обещанные армии тысяча вертолетов и 600 самолетов уже под угрозой, и вместо того чтобы этими делами заниматься, сейчас нужно создавать полицию?», – возмутился депутат.

«Попытка создать военную полицию уже делалась года три назад, – напомнил «НИ» эксперт международного проекта «Общество и армия» Максим Бурмицкий. – Они даже форму новую пошили и сделали военным комендатурам новые таблички. В нескольких городах уже даже были замечены люди в новой форме, которые представлялись военной полицией, что, конечно, смешно, потому что нормативной базы нет, а есть только некий внутренний приказ. Прошло три года, разговоры идут, и под Москвой даже целая бригада военной полиции проходит обучение, но на нормативном уровне ничего нет».

По предварительным данным, военную полицию планируют подчинить все тому же Минобороны, что в принципе не очень логично. «Нынешняя военная комендатура может попадать на территории воинских частей любой подчиненности, потому что они гарнизонные, им все одинаково подведомственны, – пояснила «НИ» председатель Союза комитетов солдатских матерей Валентина Мельникова. – А если это будет военная полиция Министерства обороны, то внутренние войска пошлют ее и будут правы. МЧС, ФСБ, ФСО сделают то же самое. А если это военный комендант, то что ты с ним сделаешь?».

Разработки закона о военной полиции вообще-то начались еще в середине 90-х годов. Создание этой структуры рассматривалось в качестве противовеса после отмены ряда дисциплинарных возможностей командиров и начальников воинского состава (например, гауптвахты), констатировал «НИ» капитан первого ранга, председатель Общероссийского профессионального союза военнослужащих Олег Шведков. «Произошло смягчение уставов внутренней службы, дисциплинарного устава, где командиры и начальники были лишены возможностей многих видов дисциплинарного наказания, – рассказал г-н Шведков. – А одна из задач военной полиции – поддержание порядка в воинских частях, проведение предварительного дознания, наведение порядка в случае каких-то бунтов и других несанкционированных массовых мероприятий, в том числе борьба с дедовщиной». Однако, по словам собеседника «НИ», при внедрении нововведения нужно внимательно следить за тем, как будут размещаться части военной полиции. «Одно время ходил усиленный слух, что они сконцентрируются не в тех регионах, которые в них нуждаются, а в тех, где может возникнуть борьба с гражданским населением, как запасная структура, помогающая ОМОНу, СОБРу и так далее», – предостерег Олег Шведков.

В целом же для создания военной полиции нужно будет менять Уголовно-процессуальный кодекс, закон об оперативно- розыскной деятельности, положение о военной службе и ряд иных нормативных актов. Кроме того, создание новой структуры потребует затрат на форму, помещения и многое другое.

"