Posted 3 марта 2005,, 21:00

Published 3 марта 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:33

Updated 8 марта, 09:33

К бизнесменам отвращения нет

К бизнесменам отвращения нет

3 марта 2005, 21:00
Вчера Институт общественного проектирования и социологическая служба РОМИР-Мониторинг представили результаты исследования структуры российского общества. Как оказалось, средний класс в современной России составляет четверть населения страны и неуклонно растет. Выяснилось также, что подавляющее большинство россиян хорош

Исследования проводились в ноябре–декабре минувшего года. Социологи опросили в общей сложности 15200 респондентов в 59 регионах России. Каждый из опрошенных ответил на 150 вопросов анкеты. Цель исследования состояла в том, чтобы выявить социальные слои российского общества, узнать, насколько россияне адаптировались к переменам и существует ли в современной России угроза социального взрыва. Результаты работы социологов были вчера презентованы журналистам.

Российское общество оказалось поделено на верхний, средний и три низших класса. Верхний класс – это владельцы крупного и среднего бизнеса и топ-менеджеры. Их доля составляет 0,4% населения старше 18 лет. Доля среднего класса в российском обществе – 24,9% населения. Сюда вошли и служащие, и специалисты, и даже высококвалифицированные рабочие. Критерии принадлежности к среднему классу – уровень образования (как правило, высшее), доходы (в среднем по России более 7,5 тыс. рублей на члена семьи) и отношение к труду как к способу достичь жизненного успеха.

Низший класс ввиду его многочисленности социологи разделили на три группы – верхний низший (19%), куда вошли бюджетная интеллигенция, студенты и часть квалифицированных рабочих, средний низший (24,5%) – неквалифицированные рабочие и безработные, и самый низший класс (31,2%), который составляют пенсионеры.

Самых бедных (с доходом ниже 1 тыс. рублей на члена семьи) в России оказалось 15,2%. Российские бедные – это, как правило, женщины (68%), пенсионеры (77%) и проживающие в селах или поселках городского типа (50%). На еду денег хватает у 71,4%, не хватает у 24,8%. В улучшение собственного материального положения верят 14% самых бедных. При этом к частным предпринимателям положительно относятся 64,5% представителей этой социальной группы, от власти они хотят прежде всего обеспечения порядка в стране (83,1%), а говоря о возможных путях выхода из своего незавидного положения, уповают в основном на сильную государственную власть и Бога.

На вопрос:«Нужен ли был России переход к рыночной экономике» 65% непенсионеров ответили утвердительно, 15% – отрицательно. Среди пенсионеров «за» высказались 34%, «против» – 42%. На вопрос «Приспособились ли ваши знакомые к рыночным условиям?» утвердительно ответили 70% представителей среднего класса, 60% высококвалифицированных рабочих и 40% пенсионеров. В то же время все без исключения социальные группы положительно относятся к мелким и средним предпринимателям. Более того, все, кроме пенсионеров, положительно же относятся и к крупным. Правда, при проведении опроса социологи сознательно избегали слова «олигарх», которое, по словам руководителя отдела социологических исследований Института общественного проектирования Михаила Тарусина, у людей «ассоциируется со словом «бандит», который что-то украл». При этом возврат к социализму и однопартийной системе считают возможным лишь 8% опрошенных.

При исследовании общественных ценностей социологи предложили респондентам три пары альтернатив. Предлагалось, в частности, решить, что есть главная задача государства – поддержание порядка в стране или обеспечение свободы. 78% высказались за порядок, 16% за свободу. Между укреплением государства и развитием частной инициативы 82% выбрали укрепление государства, 12% – частную инициативу. В последнем случае гражданам предложили выбрать между свободой и социальным равенством. Среди предпринимателей, высокооплачиваемых специалистов и учащихся мнения разделились примерно поровну, остальные группы однозначно высказались за равенство. Больше всего сторонников равенства среди безработных и пенсионеров – в этих социальных группах их доля в 2–3 раза превышает сторонников свободы.

Отличаются и человеческие качества, которые больше всего ценят представители разных социальных групп. Для предпринимателей и среднего класса на первом месте стоят интеллект, трудолюбие и порядочность, у бедных – трудолюбие, доброта и милосердие. Свобода для обеспеченных россиян – это возможность заниматься любимым делом, получать любую информацию и зарабатывать большие деньги. Для бедных – возможность участвовать в выборах, исповедовать религию и жить не работая.

Замдиректора по науке Института общественного проектирования Михаил Рогожников на основании этих результатов делает вывод, что в обществе уже сложились предпосылки для формирования двухпартийной политической системы. С одной стороны, оправдано существование опирающейся на индивидуалистские ценности «партии развития», с другой – партии социальной защиты людей наемного труда. Нынешние российские правые и левые партии этим задачам не соответствуют. «КПРФ исповедует идеологию классового антагонизма, которую разделяют не более 20% представителей низшего класса», – подчеркнул социолог. А нынешние российские правые, по его мнению, – это «антигосударственники с идеологической опорой за рубежом».

Так называемый «децельный» коэффициент (отношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных) по результатам исследования равен 19. Однако директор Института общественного проектирования Валерий Фадеев утверждает, что опасности социального взрыва в современной России нет, «общество в целом стабильно, тенденция социального самочувствия – от спокойного к позитивному». И только часть элиты живет в апокалиптическом состоянии и «слышит стон народный», потому что «советская и российская интеллигенция всегда была мазохистски настроена и любит страдать за народ». Негативно настроенные социологи проводят исследования, негативно настроенные журналисты публикуют самые негативные выдержки из них, люди читают газеты и видят, что все плохо, а потом к ним приходят социологи и спрашивают…

По словам Михаила Тарусина, за исключением «пожилых людей, активная жизнь которых закончилась, когда начинались перемены», остальная часть общества адаптировалась к переменам, и противоречий между их интересами и общественно-политическим строем не существует. Даже недавние протесты против монетизации льгот социолог называет «вибрацией», а не противоречием выявленных тенденций. Средний класс стабильно увеличивается на 1% в год, с 20% в 2000 году, когда РОМИР-Мониторинг начал исследования, до нынешних 25%. Если такие же темпы его роста сохранятся, через 30 лет российский средний класс будет, как в развитых странах, составлять 60% населения страны. На вопрос корреспондента «НИ», проявила ли какая-либо политическая партия интерес к выводам социологов для включения их в свою идеологическую платформу, Михаил Тарусин упомянул «Единую Россию», добавив, что именно «только проявила интерес».




Статистика разрыва
Исследования социологов показывают, что жить в России стало труднее и грустнее

"