Posted 3 февраля 2015,, 21:00

Published 3 февраля 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 04:02

Updated 8 марта, 04:02

Страсбургские ПАСЕделки

Страсбургские ПАСЕделки

3 февраля 2015, 21:00
На прошлой неделе Россия со скандалом покинула до конца года Парламентскую ассамблею Совета Европы (ПАСЕ) после того, как делегацию лишили основных полномочий, продлив тем самым введенные в прошлом апреле санкции из-за ситуации на Украине. На повестку дня встал вопрос и о полном выходе из состава международной организа

Вчера стало известно: правительство РФ попросило Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) отклонить жалобу на приговор по «болотному делу». Кабмин в своем меморандуме отмечает, что активисты Ярослав Белоусов, Степан Зимин и Денис Луцкевич были осуждены за массовые беспорядки в соответствии с международными стандартами правосудия. Между тем в будущем году всякие коммуникации между Россией и ЕСПЧ могут быть прекращены: возможно, что к этому времени государство выйдет не только из ПАСЕ, но и из Совета Европы в целом, в том числе покинет юрисдикцию Страсбургского суда.

«Если большинство Совета Европы закрывают возможность диалога, то наше участие оказывается под вопросом, – сказал «НИ» член российской делегации в ПАСЕ Александр Бурков. – В случае если ассамблея пересмотрит свою позицию и вернет право голоса, Россия будет готова работать на всех площадках, как бы ни было неприятно нам выслушивать претензии». Вопрос о членстве страны в Совете Европы находится в компетенции исполнительного органа власти, то есть правительства, отметил г-н Бурков.

Председатель Госдумы Сергей Нарышкин сразу после приостановления работы российской делегации в ПАСЕ предупредил: «По истечении 2015 года мы проанализируем ситуацию, и не исключаю, что для нас встанет вопрос и о членстве в Совете Европы. Пока мы об этом не говорим, не будем загадывать, но это не исключено». И несмотря на то, что спикер ПАСЕ Анн Брассер заявила, что ассамблея не закрывает двери перед Россией и не собиралась «унижать» российскую делегацию своим решением о лишении ее права голоса, некоторые отечественные политики скорее обрадовались перспективе разорвать отношения с Европой. Так, глава международного комитета Совета Федерации Константин Косачев убежден, что после временного лишения нашей страны права голоса была пройдена «красная черта» и смысл участия в консультативном органе окончательно потерян. Солидарны с ним и представители всех фракций Госдумы. Глава российской делегации ПАСЕ Алексей Пушков предупредил, что вопрос о дальнейшем участии России в Совете Европы будет решаться в конце года в зависимости от политической ситуации.

Не «торопиться» с выходом из Совета Европы призвал Михаил Горбачев. «Остановиться надо, подумать, а потом и начать говорить, и все-таки находить способы для дальнейшего сотрудничества во всех формах. Кому-то не нравится, когда крепнет Европа, кому-то не нравится, что она независима, самостоятельна. Но нам-то она должна отвечать по нашей душе и настроению», – процитировали экс-президента СССР информагентства. Член Совета по внешней и оборонной политике РФ, эксперт Комитета гражданских инициатив (КГИ) Сергей Цыпляев уверен, что в случае выхода из Совета Европы России будет нанесен большой урон, так как от прекращения необходимости следовать общепринятым стандартам прав человека в первую очередь пострадают рядовые граждане.

«Вообще, выход из Совета Европы – это дальнейшее отчуждение России от всего европейского мира и шаг к разрыву. Таким поступком мы окончательно объявим Западу «холодную войну», а они – нам. Это было бы очень плохо, – в свою очередь считает председатель правления Института современного развития Игорь Юргенс. – И цивилизационно, и культурно Россия – Европа. Разорвать взаимоотношения в угоду сиюминутному конфликту недальновидно. Чем все это кончится, пока не ясно, но за год мы поймем, сможем ли мы наладить сотрудничество или нет. Если нет – тогда нас ждут очень тяжелые времена».

Глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов придерживается схожей точки зрения: «И Совет Европы заинтересован в России, и Россия заинтересована в Совете Европы. Россия не страна-изгой и никогда такой не станет. Россия – цивилизованное европейское государство. Именно так мы должны воспринимать себя, и именно так нас должны воспринимать другие европейские страны». Генсек Совета Европы также не хочет отпускать нашу страну из организации. «Сейчас не время говорить о разделении Европы», – сказал Турбьёрн Ягланд.

Тем временем многие правозащитники уже бьют тревогу: в случае выхода России из Совета Европы граждане потеряют возможность обращаться с жалобами в ЕСПЧ. Зато такой угрозе успел обрадоваться глава Центризбиркома Владимир Чуров. Он сравнил ЕСПЧ с «шемякиным судом» и заявил, что законные права и интересы российских граждан и без того прекрасно защищают наши Верховный и Конституционный суды. В свою очередь, на пресс-конференции в Страсбурге председатель ЕСПЧ Дин Шпильманн высказал мнение, что отказ России от Страсбургского суда станет для страны «настоящим политическим бедствием». «Несмотря на то что у нас много жалоб из России, она прилагает большие усилия для улучшения ситуации в области защиты прав человека», – подчеркнул он.

Вместе с тем разобраться в вопросе, перестанет ли наша страна подпадать под юрисдикцию ЕСПЧ в случае выхода из Совета Европы, пока не могут даже представители власти. По мнению министра юстиции Александра Коновалова, в случае выхода России из состава совета, компетенция ЕСПЧ на территории страны прекратится автоматически. Иначе трактует ситуацию зампредседателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Константин Добрынин. Он утверждает, что для выхода из-под судебной юрисдикции ЕСПЧ России придется выйти и из европейской конвенции о правах человека и основных свободах, к которой она присоединилась в 1998 году. «Иным образом это сделать невозможно, так как ЕСПЧ – это инструмент действительно важной конвенции, а не инструмент Совета Европы, это две большие разницы», – заключил сенатор.

За прошедшие годы ПАСЕ неоднократно высказывала претензии к России по различным поводам, в том числе в связи с отсутствием юридически оформленной отмены смертной казни, мораторий на которую был введен в РФ после вступления в Совет Европы. Некоторые депутаты Госдумы от перспективы возвращения казней пришли в неописуемый восторг. «Нам нужно всего 24 часа, одни сутки, выйти из Совета Европы для того, чтобы казнить миллионы и миллионы извращенцев, насильников, педофилов, которые находятся в наших тюрьмах», – заявил член комитета по конституционному законодательству и госстроительству Алексей Диденко. Спикер нижней палаты российского парламента Сергей Нарышкин более сдержан: «Лично я такое бы решение не поддержал, и не поддержал бы по своим личным убеждениям, так сказать, гуманитарным и моральным».

Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева обращает внимание на то, что суды нередко выносят ошибочные приговоры, а «с того света уже не вернешь». Лидер движения «За права человека» Лев Пономарев не сомневается, что наличие смертной казни никак не увеличивает эффективность борьбы с преступностью. «Мораторий на смертную казнь необходим для самой России, а не в угоду каким-либо международным организациям», – думает глава профильного комитета Госдумы Павел Крашенинников.

Президент Института стратегических оценок Александр Коновалов в комментарии «НИ» предположил, что Россия все же не решится покинуть Совет Европы и самоизолироваться. «Это не в наших интересах. С другой стороны, нелогичных шагов от руководства государства в ущерб самим себе я бы тоже исключать не стал. Судя по последним событиям, доминирующим в политике стал принцип «чем хуже – тем лучше», – сказал г-н Коновалов. Позицию большинства европейских стран по отношению к России эксперт объясняет тем, что они видят реальную военную угрозу, исходящую от нашей страны.

А пока суд да дело, Россия все же продолжает участие в работе комитета министров и других органах Совета Европы, а также в реализации необходимых программ сотрудничества, в которых принимают участие различные федеральные органы исполнительной и судебной власти.

Киев празднует победу и предостерегает Москву от ошибки

В Киеве результат работы украинской делегации в Страсбурге называют дипломатической победой. Дабы подчеркнуть ее важное значение, Петр Порошенко встретился с депутатами и лично поздравил их «с важной парламентской и дипломатической победой в пользу Украины». Как сообщает пресс-служба главы государства, президент поблагодарил народных избранников за эффективную работу во время январской сессии ПАСЕ. «Вы продемонстрировали единство, слаженность работы. Каждый из вас, кто представлял Украину на этой сессии ПАСЕ, сделал важный шаг в защите наших интересов. Никогда раньше украинская делегация не демонстрировала такого единства. Когда мы вместе – у нас все получается», – подчеркнул Порошенко.
Председатель украинской делегации в ПАСЕ, народный депутат Украины Владимир Арьев поблагодарил президента и МИД за поддержку делегации в работе зимней сессии ПАСЕ. «Несмотря на безумное информационное давление со стороны государства-агрессора, которое использовало все попытки помешать принятию резолюции по Украине, нам удалось достичь очень важного и позитивного для нашей страны исхода», – в ответ заметил Владимир Арьев.
Что касается решения России полностью отказаться от сотрудничества с ПАСЕ до конца года, то Владимир Арьев считает такой шаг российской стороны ошибкой. «Если они так сделают, то это будет их стратегическая ошибка, потому что даже мы не возражали против того, чтобы с ними вести диалог... А теперь все окончательно убедились, что россиянам диалог не нужен, им нужно только показать, что они кого-то могут переломить. Вот и вся суть их внешней политики», – отметил глава украинской делегации.
Яна СТАДИЛЬНАЯ, Киев
"