Posted 2 ноября 2005,, 21:00

Published 2 ноября 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 02:31

Updated 8 марта, 02:31

Смутное время

Смутное время

2 ноября 2005, 21:00
В пятницу, 4 ноября, россияне впервые отметят День народного единства. Новый государственный праздник, приуроченный к окончанию Великой смуты аж без малого 400 лет назад, уже вызвал критику историков и полное непонимание у народа. Не помогла даже массовая информационная атака чиновников на мозги обывателя. Правда, созд

Как показал опрос на интернет-сайте «Новых Известий», наши читатели в большинстве своем не понимают или не принимают новый праздник. О том же говорят и данные Аналитического центра Юрия Левады: лишь 8% россиян знают о том, что 4 ноября в стране будет впервые отмечаться День народного единства. 51% респондентов, опрошенных социологами в преддверии праздника, вообще затруднились указать его точное название. Среди называемых вариантов треть респондентов выразили уверенность, что речь идет о Дне согласия и примирения, который чудесным образом перекочевал с 7 на 4 ноября. А 5% россиян буквально восприняли исторические экскурсы властей и будут праздновать День освобождения Москвы и всей Руси от иноземцев.

День взятия Кремля

Напомним, что с инициативой узаконить новый для страны праздник в прошлом году выступили несколько депутатов Госдумы: Дмитрий Рогозин («Родина»), Владимир Жириновский (ЛДПР) и Андрей Исаев («Единая Россия»). Тем самым авторы поправок в закон «О днях воинской славы» личным примером продемонстрировали единство разных фракций по данному вопросу. Рокировка с праздниками тогда произошла непростая. Год назад депутаты приняли печально известный закон о монетизации льгот, и чтобы хоть как-то компенсировать нанесенный народу урон, решили подарить россиянам рождественские каникулы. О щедром подарке тут же громко раструбили на всю страну.

Но на деле оказалось, что речь идет не о лишних днях отдыха, а только о перераспределении существующих, поэтому взамен потребовалось лишить статуса выходного дня один уже существовавший праздник. Вполне естественно, что жертвой обстоятельств пал День согласия и примирения 7 ноября, он же бывшая годовщина Великой Октябрьской социалистической революции. Любимый праздник коммунистов, лишившись статуса выходного дня, правда, совсем не исчез, а обрел вовсе иррациональное название – День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941 год).

Но чтобы не лишать народ патриотических стимулов, а главное, привычных выходных в ноябре, нам подарили День народного единства. Для этого, судя по всему, авторы законопроекта просто пролистали учебник истории и навскидку подобрали патриотическую дату в ноябре, ближе к 7-му. Ею оказалось 4 ноября. В пояснительной записке авторы поправок сообщили, что «4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов».

Поляки вздрогнули, но промолчали. По крайней мере, на официальном уровне. Чтобы придать значимость этому историческому факту, было объявлено, что именно в этот день на Руси закончилась Великая смута. А тут еще инициативу депутатов активно поддержала Русская православная церковь, которая в этот день отмечает праздник Казанской иконы Божией Матери, установленный как раз в честь освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году.

Против попрания исторической объективности тут же выступили историки. Но голосу науки не вняли, и 16 декабря минувшего года Госдума сразу в трех чтениях утвердила День народного единства. В своем празднично-патриотическом порыве депутаты просто не заметили, что у нас уже есть День единения народов, который с 1996 года празднуется 2 апреля. Но самое интересное, что до 2004 года День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612 год), согласно закону о днях воинской славы, праздновался как раз 7 ноября. Так что его перенос на 4-е число можно объяснить исключительно желанием депутатов из «Родины», ЛДПР и «Единой России» лишить своих коллег-коммунистов монополии на «красный день календаря». Праздновать-то годовщину революции им не запретишь. В итоге, окончательно запутавшийся в датах, смутах и историческом пафосе, народ запомнил главное и уже прозвал новый праздник просто – Днем взятия Кремля.

Больше всего повезло мусульманам. Им не пришлось рыться в учебниках истории, подыскивая подходящую дату в начале ноября, – 3-го числа они без всякой идеологии празднуют окончание священного месяца Рамадан. В Чечне, к примеру, власти уже объявили этот день выходным.

Антитеррористическая операция XVII века

Между тем даже накануне праздника его авторы продолжают изобретать новые оправдания его появлению. Так, 31 октября председатель комитета Госдумы по труду и социальной политике «единоросс» Андрей Исаев заочно успокоил поляков, заявив, что в 1612 году «Польши в том виде, как мы сегодня ее понимаем, не существовало». А чтобы было еще понятнее, г-н Исаев и вовсе перешел на современный язык новостей на гостелевидении: «Речь шла о выбивании из Кремля так называемого отребья. Это была интернациональная террористическая команда. Так что и война велась с отребьем». Вот вам и мостик между прошлым и будущим – эдакая контртеррористическая операция.

Хорошей новостью из уст депутата стало обещание впредь новых праздников не вводить, ибо «в дальнейшем увеличивать количество праздничных дней рискованно, потому что мы можем нарушить нормальный баланс между праздничными и рабочими днями».

Новому ноябрьскому празднику потребуется и новая символика.

Что же касается ближайших выходных, то главные официальные мероприятия 4 ноября переместятся в Нижний Новгород. «Единая Россия» решила превратить новый праздник в «день добрых дел». Для этого руководство партии планирует открыть в Нижнем памятник гражданину Минину и князю Пожарскому. Творческая мысль «единороссов», судя по всему, иссякла на изобретении нового праздника, поэтому, не мудрствуя лукаво, Зурабу Церетели было поручено отлить копию знаменитого памятника, что стоит на Красной площади в Москве. В тот же день в Нижнем Новгороде Патриарх всея Руси Алексий Второй освятит храм Рождества Иоанна Предтечи.

А вот коммунисты решили этот праздник проигнорировать – на этот день у них никаких мероприятий не намечено. «Мы глубоко уважаем Минина и Пожарского – и как патриотов России, и как подлинных представителей гражданского общества, – сообщил «НИ» секретарь ЦК КПРФ по информационной и аналитической политике Олег Куликов. – Но для нас святым днем остается 7 ноября. И несмотря на то, что теперь это рабочий день, у нас будет традиционная демонстрация и митинг. А накануне мы возложим цветы к Мавзолею Ленина и могилам революционеров и космонавтов».

Согласно результатам опроса «Левада-Центра», две трети россиян (63%) недовольны упразднением празднования 7 ноября, а поддерживают это решение лишь 27% опрошенных. Возвращаясь же к 4 ноября, остается добавить, что московским Минину и Пожарскому придется довольствоваться скромной корзиной цветов от тех же «единороссов».

Это наш имперский праздник

Единственными, кто вне стен парламента сразу же принял новый праздник, оказались отечественные националисты. 16 октября Движение против нелегальной иммиграции (ДПНИ) объявило о проведении 4 ноября этого года «Русского марша» по центру Москвы. Как было заявлено на сайте организации и в разосланных по СМИ письмах, марш должен пройти «по районам компактного проживания иммигрантов из южных республик». Ко Дню народного единства были приготовлены и соответствующие лозунги: «Очистим город от непрошеных гостей!», «Чеченцы! Война закончилась! Пора ехать домой!», «Россия принадлежит нам!». В тот же день несколько членов Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека обратились к мэру Москвы Юрию Лужкову и в Генпрокуратуру с требованием запретить проведение националистического марша. Среди подписавших обращение – председатель комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина, председатель правозащитного центра «Мемориал» Олег Орлов, президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов. В общем, праздник еще не наступил, а говорить о народном единстве уже не приходится. Теперь больше заботит другой вопрос: как бы избежать погромов. Весьма символично, что в этом году исполняется ровно сто лет появлению в России черносотенцев.

На самом деле разрешение на организацию шествия 4 ноября по центру Москвы официально получил Евразийский союз молодежи и «группа граждан», состоящая из активистов ДПНИ. Дело в том, что заявку Движения против нелегальной иммиграции московские власти отклонили – по причине отсутствия у них государственной регистрации. Отдельный вопрос, как уже три года может существовать организация без регистрации Минюста. Как сообщил «НИ» лидер Евразийского союза молодежи Павел Зарифуллин, их мероприятие носит более нейтральное название «Правый марш». «Идея состоит в том, чтобы собрать патриотические силы, чего уже лет десять как не было. По нашему замыслу, это будет антиоранжевый марш, посвященный освобождению Москвы от западных польско-литовских захватчиков. В основном будут представлены антиамериканские лозунги», – пояснил «НИ» г-н Зарифуллин.

Впрочем, он не стал отрицать, что переговоры с руководством ДПНИ велись и их активисты смогут принять участие в марше в качестве «группы граждан». «Мы несем финансовые расходы. Может быть, мы еще и не возьмем ДПНИ, – заметил лидер молодых евразийцев. – Никакой ксенофобии мы не допустим. А если они будут продолжать в том же духе, то они просто не появятся на этой акции. Могут прийти любые группы граждан, но флаги ДПНИ и их лозунги будут нами пресекаться. Как своими силами, так и силами правоохранительных органов».

Светлана Ганнушкина сообщила «НИ», что в отличие от своих коллег она предлагает не ограничиваться запрещением марша как расистского, а вообще ликвидировать эту организацию на основании статей 44 и 16 закона об общественных объединениях. «Тексты их лозунгов не оставляют никакого сомнения в этом», – заявила г-жа Ганнушкина. Кроме того, она рассказала, что 1 ноября ее вызывали в ГУВД Москвы. «Мне показали объяснение лидера ДПНИ Белова, который писал, что их организация занимается всего лишь урегулированием миграционных процессов. Что они совершенно мирно настроены и что их организация никакая не расистская».

Г-жа Ганнушкина напомнила, что ранее прокуратура не нашла ничего предосудительного в лозунге ДПНИ «Выселим из Москвы преступные диаспоры». «Тут каждое слово дышит ксенофобией. Но почему-то прокуратура этого не видит», – резюмировала она «НИ». «Марш, видимо, состоится. Я боюсь, что туда придет молодежь, – сказала «НИ» Светлана Ганнушкина. – В марте прошлого года, когда ДПНИ проводило митинг, антифашистская молодежь тоже вышла с лозунгом «Фашизм в России не пройдет». Ребят побили и отправили в отделение милиции, где их наказали... за попытку противодействия разрешенному мероприятию».



Как вы будете отмечать День народного единства?

Клара НОВИКОВА, народная артистка России:

– Я в этот момент окажусь в поезде и в купе отмечать этот день я не буду. Я не понимаю, какого народного единства? Чего мы вдруг неожиданно объединились в этот день? Я не понимаю ничего про поляков. В этот день Минин и Пожарский штурмовали Кремль? Я когда-то учила в школе историю и знаю такое событие, но оно не стало чем-то в моей жизни. Этот Кремль все время кто-то штурмует. То какие-то депутаты, политики – все хотят туда попасть. Новый год понимаю, 7 ноября отмечали в детстве, Первое мая, 8 Марта… Я привыкла отмечать эти праздники и не хочу менять свои привычки. Другое дело, что в этот день отмечается престольный праздник иконы Казанской Божией Матери. Я, по крайней мере, знаю, что она спасительница России. Я бы отмечала этот праздник. Хотя вы понимаете, что кто-то отмечает, а кто-то – нет.

Андрей МАКАРЕВИЧ, композитор:

– Что за праздник? Я про этот праздник даже не знаю. Вообще первый раз слышу. У меня много работы, я на эту ерунду внимания не обращаю.

Юрий АФАНАСЬЕВ, президент Российского государственного гуманитарного университета:

– Я не собираюсь праздновать. Потому что, собственно, не известно, что мы отмечаем. Решение выбрать эту дату в качестве праздничной продиктовано недоразумением. И никогда этот «день единства» не будет способствовать росту солидарности в обществе. Напротив, он ведет к разделению. Мы еще в перспективе и с поляками осложнения получим. Бывают непродуманные решения, но это относится к разряду сверхнепродуманных. Поскольку вызывает только вопросы и недоумение.


ПЕРЕИМЕНОВАНИЯ ПРАЗДНИКОВ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ

23 февраля – День победы Красной армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 г.) – День защитника Отечества (с 2002 года – нерабочий день; до 1995 года – День защитника Отечества; до 1993 года – День Советской Армии и Военно-Морского Флота).

1 мая – Праздник весны и труда (до 1992 года – День международной солидарности трудящихся).

12 июня – День России (до 2001 года – День принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации – День России; до 1998 года – День принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации).

7 ноября – День проведения военного парада на Красной площади в Москве в ознаменование 24-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941 г). – День Октябрьской революции 1917 г. (с 2005 года – рабочий день; до 2004 года – День согласия и примирения – годовщина Великой Октябрьской социалистической революции – День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612 год); до 1996 года – годовщина Великой Октябрьской социалистической революции).


КОММЕНТАРИЙ

Валентин ЯНИН, начальник Новгородской археологической экспедиции, академик РАН:

– 4 ноября 1612 года, если даже перевести на старый стиль, никакого освобождения Москвы не было. В этот день был взят Китай-город и начался штурм Кремля, откуда поляков не могли вышибить еще неделю. Но дело даже не в этом. Смута взятием Москвы не кончилась. Потому что после этого еще несколько лет половина России – Новгородская земля, Смоленская земля – оставалась во власти поляков и шведов, то есть как раз тех сил, которые способствовали смуте. И как так можно, чтобы в один прекрасный день вдруг смута кончилась и начался мир и единение всего? Ну невозможно это! 4 ноября было выбрано, потому что это праздник Казанской иконы Божьей Матери. Но князя Пожарского в походе сопровождал копейный образ, то есть копия этой иконы. И никто в тот момент большого значения этому факту не придавал. Только спустя несколько десятилетий, уже при царе Алексее Михайловиче, соединили одно с другим и объявили, что икона якобы как-то связана с освобождением Москвы от поляков. Но в любом случае нельзя забывать, что мы живем в многонациональном и многоконфессиональном государстве. И кроме православных тут живут и католики, и мусульмане, и иудаисты, и буддисты – да кто угодно. Почему праздник, связанный с одной конфессией, нужно объявлять всенародным? Ведь это все равно как кинуть булыжник в толпу. Я считаю, что единственный праздник, который заслуживает такого названия, это 9 Мая. Вот это действительно единение – в 1945-м все ликовали по случаю Победы.

"