Posted 2 августа 2006,, 20:00

Published 2 августа 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:12

Updated 8 марта, 09:12

Гонка преследования

Гонка преследования

2 августа 2006, 20:00
Похоже, в полку кандидатов прибавление – неожиданное, если не сказать сенсационное. Два главных кандидата – первый вице-премьер Дмитрий Медведев и вице-премьер, министр обороны Сергей Иванов – не так сильно набирают очки, как хотелось бы Кремлю. На этом фоне на сцену выходят фигуры, которые никогда не рассматривались в
Сюжет
Выборы

Главными кандидатами в преемники Владимира Путина сейчас считаются первый вице-премьер Дмитрий Медведев и просто вице-премьер, министр обороны Сергей Иванов. Государственные телеканалы уделяют им ненамного меньше времени, чем освещению деятельности главы государства. Это, разумеется, прямо отражается на узнаваемости этих чиновников. По данным «Левада-Центра», в июне нынешнего года среди возможных кандидатов в президенты Дмитрий Медведев лидировал с рейтингом в 10,3%, а Сергей Иванов с рейтингом 7,2% занимал третье место, пропустив на второе Владимира Жириновского. Для сравнения: за лидера коммунистов Геннадия Зюганова были готовы проголосовать 6,8%, за Сергея Глазьева – 3,2%, за Владимира Рыжкова – 1,9%, за Дмитрия Рогозина – 1,8%, за Григория Явлинского – 1,7%. Лидерство Дмитрия Медведева во многом объясняется выгодной должностью куратора нацпроектов. Раздача автомобилей «скорой помощи», бесплатного жилья, газификация деревень с участием известных спортсменов создают положительный образ первого вице-премьера. Сергею Иванову повезло меньше. Министерство обороны поводов радоваться дает мало. На рейтинге министра сказались громкие дела по дедовщине в армии, всколыхнувшие общественное мнение. К тому же военная техника частенько подводит: в минувшее воскресенье в День ВМФ военный самолет разбился прямо на глазах Сергея Иванова.

По мнению экспертов, выбор в качестве преемников Дмитрия Медведева и Сергея Иванова еще далеко не окончательный. Как сказал «НИ» директор Института политических исследований Сергей Марков, «реалистичные шансы» стать преемниками имеют многие высокопоставленные чиновники – например, полпреды президента в Южном и Центральном округах Дмитрий Козак и Георгий Полтавченко, главный железнодорожник страны Владимир Якунин, спикеры палат парламента Сергей Миронов и Борис Грызлов, а также некоторые губернаторы, например, Александр Ткачев. А руководитель группы «Меркатор» Дмитрий Орешкин и вовсе убежден, что ни Дмитрий Медведев, ни Сергей Иванов преемниками не станут. По мнению политолога, Владимир Путин привык решать кадровые вопросы посредством операций «прикрытия» и «вербовки». Как он считает, происходящее вокруг Дмитрия Медведева и Сергея Иванова является операцией прикрытия. А на должность преемника в это время вербуется человек «абсолютно свой», и «на которого есть компромат». Дмитрий Орешкин утверждает, что в любом случае «президент никогда не принимал тех кадровых решений, которые обсуждались и муссировались в прессе», приводя в пример назначение главой правительства Михаила Фрадкова.

От оппозиции на роль единого кандидата в президенты претендует экс-премьер Михаил Касьянов. Но пока его рейтинг не дорос даже до пресловутых двух процентов, которые ему приписываются злопыхателями. По данным «Левада-Центра», на президентских выборах за Михаила Касьянова готовы проголосовать лишь 1,3% избирателей. На недавней конференции «Другая Россия» Михаил Касьянов заявлял о готовящейся фальсификации выборов. Директор Центра политической информации Алексей Мухин уверен, что экс-премьер рассчитывает организовать в России «оранжевую революцию». Однако чтобы она состоялась, необходимо сочетание политического, экономического и социального кризиса, что в условиях высоких цен на нефть маловероятно. Поэтому акции протеста после выборов 2008 года будут малочисленными и контролируемыми спецслужбами. Резюмируя, можно сказать, что шансы Михаила Касьянова стать одним из главных кандидатов на президентство невелики.

Другие кандидаты в президенты от оппозиции если и будут участвовать в выборах, то исключительно для подъема своей популярности. Это участник уже трех президентских кампаний Владимир Жириновский и ветераны двух кампаний Геннадий Зюганов и Григорий Явлинский. По мнению Алексея Мухина, президентские амбиции до недавнего времени имел Дмитрий Рогозин, однако после ухода с поста лидера партии «Родина» он отошел от активной политической деятельности. Что касается Сергея Глазьева и Ирины Хакамады, то они могут рассчитывать лишь на повторение своего результата четырехлетней давности.

Между тем в последнее время обозначилась еще одна тенденция. Президентское кресло начинает притягивать к себе взоры отдельных высокопоставленных чиновников, которые, что самое примечательное, не оглядываются на Кремль. Самый яркий и громкий пример – Владимир Устинов. По словам Дмитрия Орешкина, он «пытался себя раскрутить», за что был наказан и «поставлен перед выбором – или он вообще вылетает из власти, или сидит тихонечко и не делает никаких телодвижений, которые бы приблизили его к руководящему посту». Справедливости ради надо сказать, что г-н Устинов раскручивался не сам, а при поддержке одной из групп влияния в кремлевской администрации.

Однако сенсацией последнего времени можно, похоже, считать «раскрутку» другого высокопоставленного чиновника – главу Роспотребнадзора Геннадия Онищенко. Еще несколько лет назад мало кто из граждан знал, что в стране есть такая должность – главный санитарный врач. Однако стоило Абхазии выбрать не того президента, которого хотела Россия, как сразу же запрещенными к ввозу в Россию из-за некой личинки оказались абхазские мандарины – основной экспортный товар непризнанной республики. Затем была борьба с птичьим гриппом, когда Геннадий Онищенко обещал съесть перед камерой зараженную, но специально приготовленную курицу. И, наконец, под предлогом наличия вредных веществ последовал запрет на импорт в Россию грузинских и молдавских вин, а также минеральной воды «Боржоми». Вся страна уже несколько месяцев наблюдает, как бульдозеры под присмотром грозных сотрудников Роспотребнадзора давят бутылки с «неправильными» напитками. В ответ Грузия отозвала свою подпись с протокола о вступлении России во Всемирную торговую организацию.

Если смотреть беспристрастно, то ресурсы главного санитарного врача мощнее даже возможностей максимально раскрученных Медведева и Иванова. Он может воздействовать и на политику, в том числе международную, и на экономику, и на бизнес. Ведь по большому счету, любая компания зависит от Роспотребнадзора, причем вне зависимости от размера и отраслевой принадлежности. Таким образом, Роспотребнадзор постепенно превращается, по сути, в мощное силовое министерство, способное влиять на все сферы жизни.

Чтобы оценить масштаб развернутой главным санитарным врачом России пиар-кампании достаточно зайти в Интернет. По количеству цитирований на новостных сайтах Геннадий Онищенко уже дышит в спину кремлевским кандидатам в преемники. Например, Дмитрий Медведев цитировался чуть больше 19 тыс. раз, а г-н Онищенко имеет более 13 тыс. ссылок. А того же Владимира Якунина глава Роспотребнадзора опередил в два раза. У президента РЖД всего 6 тыс. цитирований.

Пока политики бьются в идеологических спорах вокруг «суверенной демократии», непонятных абсолютному большинству избирателей, г-н Онищенко вольно или невольно создает себе имидж главного защитника простых людей. То он оберегает людей от отравы в бутылках, то по-отечески указывает россиянам, в какие страны лучше не ездить, то бросает вызов мировой пандемии птичьего гриппа. Собственно говоря, полное название ведомства Геннадия Онищенко – Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – уже звучит, как готовый предвыборный лозунг.

Эксперты по-разному оценивают шансы главного санитарного врача. Сергей Марков полагает, что Геннадий Онищенко производит впечатление «узкого специалиста». Директор Центра политической информации Алексей Мухин считает, что Геннадий Онищенко исполняет задачу, которую перед ним ставит Кремль. «Под Кремлем мы в данном случае понимаем группу силовиков, – пояснил «НИ» эксперт. – Они используют его в качестве ударной силы. Он решает их проблемы запретительного характера. Запрет «Боржоми» или ужесточение режима ввоза вин из Молдавии и Грузии, что повлекло за собой политический скандал, это, безусловно, последствия определенных бесед Онищенко с силовиками». Остается гадать, насколько далеко распространяются планы «кураторов» главы Роспотребнадзора.

Впрочем, отдельные эксперты полагают, что Геннадий Онищенко начал свою игру. Источник, близкий к кремлевской администрации, на условии анонимности сказал «НИ»: «Все акции, связанные с молдавским и грузинским вином, с «Боржоми», проводятся с санкции Кремля. Другое дело, что в один прекрасный момент Онищенко понял, что это можно использовать для реализации личных амбиций, причем уже не согласовывая это с Кремлем. Лучшей площадки для раскрутки не придумаешь». Но, по словам эксперта, может получиться так, что через некоторое время Онищенко все же обратится за благословением Кремля.

По мнению Дмитрия Орешкина, главный санитарный врач пока что был лишь «пассивным игроком в алкогольной и прочих кампаниях». Однако политолог отмечает, что «человек, имеющий президентские амбиции, будет как можно дольше их скрывать», потому что «чем раньше он высунется, тем скорее ему оторвут голову конкурирующие группировки». И тогда Геннадий Онищенко рискует в лучшем случае повторить судьбу Владимира Устинова, в худшем – Михаила Касьянова, только с еще меньшими шансами на успех. Но, похоже, Геннадий Онищенко предусмотрел и это. Посредством чего и кого глава Роспотребнадзора намерен добиться намеченной цели – тема отдельного разговора.

Словом, ситуация среди кандидатов в президенты становится все более непредсказуемой. Вполне возможно, что может появиться, как черт из табакерки, совершенно неожиданная фигура. Или несколько. И не исключено, что это тоже будут чиновники.

ГОДИТСЯ ЛИ ГЕННАДИЙ ОНИЩЕНКО В ПРЕЗИДЕНТЫ?

Алексей ОСТРОВСКИЙ, депутат Госдумы (ЛДПР):
– На подобный идиотский вопрос отвечать не буду. Это даже хуже, чем если бы вы спросили, годится ли в президенты какой-нибудь клоун. А Онищенко – это бред.

Виктор ПОХМЕЛКИН, независимый депутат Госдумы:
– По крайней мере, с пивом он боролся успешно. Так что может, и годится. Во всяком случае, фигура достаточно фарсовая. Но с другой стороны, именно за фарсовых людей, как Жириновский, у нас и голосуют.

Валерий РЯЗАНСКИЙ, вице-спикер Госдумы («Единая Россия»):
– По моему мнению, он сугубо профессионал, который работает на своей профессиональной площадке и никогда не виден на политическом пространстве. Можно назвать сотни кандидатур, сотни людей в стране с таким же уровнем полномочий, как у Онищенко. Но трудно делать прогнозы и выводы, сможет ли он выполнять какие-то крупные политические задачи.

Борис НАДЕЖДИН, секретарь Федерального политсовета СПС:
– Пусть сначала съест курицу. У нас один президент был, тоже обещал на рельсы лечь. Не лег. Этот обещал курицу съесть. Не съел. Нехорошая традиция складывается.

Никита БЕЛЫХ, лидер СПС:
– Думаю, что нет. Но в нынешней системе, если он будет назначен преемником, ничто не мешает ему быть избранным. Годится ли он, с точки зрения избирателей? Наш избиратель готов проголосовать за любого, на кого покажут. С точки зрения Конституции тоже годится. Годится ли он по другим своим персональным качествам? В рамках той деятельности, которую он в публичном пространстве осуществляет, вряд ли можно говорить о государственном мышлении.

"