Posted 2 июля 2012,, 20:00

Published 2 июля 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:30

Updated 8 марта, 05:30

«Спутали грех со спасением»

2 июля 2012, 20:00
Под новый законопроект об НКО, ужесточающий требования к деятельности некоммерческих организаций, попадают не только традиционная Transparency International и другие раздражители власти, но даже Русская православная церковь, получающая деньги от прихожан в других странах. Об этом вчера заявил глава президентского Совет

Напомним, что в минувшую пятницу депутатами из «Единой России» в Госдуму внесен законопроект, ужесточающий требования к некоммерческим организациям (НКО), финансируемым из-за рубежа. Законопроект наделяет статусом «иностранного агента» российские НКО, занимающиеся политической деятельностью и имеющие зарубежные источники финансирования. Под действие новых правил, по оценкам независимых экспертов, могут попасть около тысячи НКО из 230 тысяч, зарегистрированных в России. В том числе независимые наблюдатели из «Голоса» и российский филиал Transparency International. Попавшим в этот список организациям грозят более частые проверки, а также повышенные штрафы за различные нарушения. Для тех, кто скроет документы, по которым НКО можно включить в список «иностранных агентов», предусмотрено наказание до двух лет лишения свободы.

От нового закона может пострадать огромное количество общественных организаций – бьют тревогу правозащитники. А по словам главы президентского Совета по правам человека Михаила Федотова, в ряды «иностранных агентов» может попасть даже Русская православная церковь. «Вы представляете, сколько у Русской православной церкви верующих за рубежом – целые епархии, – заявил на заседании Совета г-н Федотов. – Все эти люди, приходя в храм, отдают деньги на церковь и ее процветание. Таким образом, Русская православная церковь получает денежные средства от иностранных физических лиц».

Кроме того, РПЦ может попасть под удар и по еще одному признаку. В законопроекте он определяется, как «участие в формировании общественного мнения и воздействия на органы власти». «Опять же среди ее иерархов есть священнослужители, которые специально занимаются сотрудничеством с органами власти, в частности с правоохранительными органами, входят в составы различных общественных советов и так далее, – продолжает Федотов. – Надо эти нормы закона уточнить, чтобы не получилось, чтобы под его действие попадут все. Когда вы ловите акулу, вам нужна сеть с очень крупными ячейками. Если вы сделаете сеть с очень мелкими ячейками, то в нее попадут не только акулы, но и креветки. В данном случае сделана сеть с очень мелкими ячейками». При этом глава Совета отметил, что считает возможное попадание РПЦ в данный список абсурдным.

Вовсе не готовы признавать себя «иностранными агентами» и в самой церкви. Глава Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин сказал «НИ», что Михаил Федотов, делая подобные заявления, «спутал грех со спасением». По словам протоиерея Всеволода Чаплина, РПЦ практически не получает финансирования из-за рубежа. Он также отметил, что церковь не занимается политической деятельностью, избранием в государственные органы и удержанием власти. «Мы не получаем финансирования от наших зарубежных епархий, из Украины, Молдавии, – пояснил «НИ» протоиерей. – Да, иногда отдельные приходы получают некоторые гранты, например, на книгоиздательскую деятельность. Но и она идет не напрямую, а через близкие к нам организации, например издательства. Так что практически никакого зарубежного финансирования у нас нет». Но тем не менее навести порядок в рядах НКО Всеволод Чаплин считает необходимым. По словам протоиерея, уже давно нужно было провести разделительную линию между организациями, которые представляют гражданское общество, которое выросло снизу (например, разные земляческие организации, союзы казаков), и теми, кто пытается говорить от имени политического общества и при этом получает деньги из зарубежных источников.

"