Posted 1 декабря 2005,, 21:00

Published 1 декабря 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:22

Updated 8 марта, 09:22

Стабильно недовольные

Стабильно недовольные

1 декабря 2005, 21:00
Сегодня в России с каждым днем, несмотря на заявления властей о стабильности, множатся ряды недовольных. Среди них и пенсионеры, и молодежь призывного возраста, и жертвы милицейского произвола, и обманутые покупатели квартир в новостройках. Недавно по Москве прошагали националисты, недовольные «засильем мигрантов», а а

Семь лет после августовского кризиса 1998 года Россия прожила без социальных потрясений, не считая протестов против отмены льгот в январе–феврале нынешнего года. Впрочем, эти выступления быстро закончились, когда старикам подняли пенсию на треть и вернули бесплатный проезд на транспорте. Нынешней же зимой, по словам политолога Бориса Кагарлицкого, общество могут всколыхнуть сразу несколько «мин замедленного действия».

«Сытые, которых один день не покормили»

Прежде всего это реформа ЖКХ, реформа образования в сочетании с отменой отсрочек и закрытием военных кафедр и последствия 122-го закона, касающиеся перекладывания социальных выплат с федерального бюджета на региональные, многие из которых не смогут с этой нагрузкой справиться. По данным ноябрьского опроса Фонда «Общественное мнение», более половины респондентов (51%) допускают в своих населенных пунктах протестные действия в случае введения стопроцентной оплаты услуг ЖКХ, а 39% опрошенных сообщили о готовности лично принять в них участие.

Борис Кагарлицкий считает, что в стране может сложиться «в буквальном смысле революционная ситуация», когда люди после длительной стабильности сталкиваются с резким ухудшением своей жизни. Напряжение может достичь уровня кризисных 1993 и 1998 годов. По словам политолога, «революцию всегда делают не голодные, а сытые, которых один день не покормили». Коммунисты уже готовятся к акциям протеста. Как рассказал «НИ» секретарь по информационно-аналитической политике ЦК КПРФ Олег Куликов, по всей стране уже созданы штабы протестных действий, в которые, помимо коммунистов, входят представители Аграрной партии, Союза коммунистической молодежи, Национал-большевистской партии и Движения в поддержку армии. Партия «Родина», по словам Олега Куликова, с коммунистами не сотрудничает и предпочитает проводить акции протеста самостоятельно. Если минувшей зимой против отмены льгот протестовали по всей стране 3 млн. человек, то теперь только коммунисты рассчитывают вывести на улицы 5 млн. демонстрантов с требованием перераспределения бюджета в пользу малоимущих.

Молодежное правозащитное движение (МПД), в свою очередь, обещает организовать по всей стране демонстрации и забастовки студентов, если Госдума отменит отсрочки от службы в армии. Нынешним летом МПД уже проводило кампанию по сбору подписей за отмену призыва и против отмены отсрочек. Однако вместо запланированных 100 тыс. подписей удалось собрать лишь немногим более 30 тыс. Координатор МПД Андрей Черемных считает, что это связано с обещанием министра обороны не призывать студентов, в результате чего «угроза призыва переместилась за пределы их оперативной памяти».

Недавно у оппозиционно настроенных россиян появился неожиданный повод к объединению – борьба с фашизмом. 4 ноября в Москве прошел марш националистов. Попытка демократических партий и правозащитных организаций провести в ответ антифашистский марш 27 ноября закончилась столкновением с милицией. Вначале московское правительство запретило марш под предлогом опасности терактов, а когда антифашисты встали в пикет напротив мэрии, собравшихся разогнала милиция, около 50 участников акции задержали и оштрафовали на 1000 рублей каждого.

«Милиция все больше зверствует»

После массового избиения жителей башкирского города Благовещенск в декабре прошлого года уже в нынешнем году появилось движение «Россия избитая». По словам правозащитника Льва Пономарева, от милицейского произвола в нашей стране ежегодно страдают десятки тысяч людей. В «Россию избитую» уже входят жители Краснодарского края, Калмыкии, Екатеринбурга, Комсомольска-на-Амуре. А в некоторых республиках Северного Кавказа, например в Дагестане и Кабардино-Балкарии, милицейский произвол уже привел к вооруженному восстанию молодежи. Нападения на сотрудников правоохранительных органов там происходят практически еженедельно. Лев Пономарев говорит, что выступает против гражданской войны, но «милиция все больше зверствует и все больше получает отпор».

Обманутые покупатели квартир в новостройках на чиновников не нападают, а лишь угрожают покончить с собой. Пенсионерка из Подольска Нина Воронина рассказала «НИ», что ей отказываются отдавать купленную квартиру, потому что фирма-продавец не перечислила деньги застройщику. Вместе с ней были обмануты 150 покупателей, а всего от недобросовестных застройщиков в Москве и Московской области за последнее время пострадали более 6 тыс. семей. «Мы люди вовсе не богатые. Две трети – это молодые семьи, которые собирали деньги у родственников или брали в долг. Остальные – пенсионеры, которые, как я, хотели поселиться отдельно от детей».

Руководство Подольска обещает «изыскать возможности», администрация Московской области не обещает ничего. Обманутые покупатели квартир хотят, чтобы с ними расплатились из средств стабилизационного фонда, так как «власть не смогла защитить людей от мошенников». По словам Нины Ворониной, за пять месяцев их тяжбы одна женщина умерла от сердечного приступа, в двух семьях «сделали аборт, так как им некуда нести ребенка», а один мужчина угрожает вскрыть себе вены. Каждую субботу жертвы строительных пирамид митингуют на Калужской площади в Москве. Вот только ходят на митинги все больше пенсионеры, а молодые говорят, что им некогда. Они решили зарабатывать на вторую квартиру.

«Русская женщина имеет право ночью выйти из леса»

Социолог Юрий Левада считает, что россияне пока протестовать не готовы, «люди все реформы съедают как масса». Коммунистов поддерживают в основном старики. А молодежные оппозиционные движения крайне малочисленны, «как капля на всю Россию». Но власть их все равно опасается и создает свои охранные отряды. «Они даже украли название «Молодая гвардия» у исторической памяти», – поясняет свою мысль г-н Левада. Российские мигранты в отличие от французских хотят лишь того, чтобы их меньше обижали. Только «Матери Беслана» смогли стать по-настоящему влиятельной организацией. Но, замечает известный социолог, «отношение к ним испуганное и злое, их запугивают и раскалывают».

Не готовы протестовать и российские бизнесмены. По словам председателя фонда «Экспертиза» Марка Урнова, предприниматели предпочитают тактику индивидуального выживания: «У нас деньги, мы ругаться с властью не будем». В частных же беседах многие признают, что «коррупция становится сильной и наглой», и чиновники все чаще не просто вымогают деньги, а просятся в долю.

Активной борьбы за права женщин также ожидать в ближайшее время не следует. Председатель «Клуба женщин, вмешивающихся в политику» Мария Арбатова говорит, что «улица стала полем работы экстремистских организаций». Хотя в России сохраняется дискриминация женщин во власти и на рынке труда и 13 тыс. женщин ежегодно гибнут от домашнего насилия. В последнее время к традиционным женским проблемам добавилось непонимание их поведения со стороны мигрантов, что приводит к трагедиям, как в нашумевшем деле Иванниковой, убившей пристававшего к ней водителя. «Если бы Багдасаряну объяснили, когда он приехал в Россию, что русская женщина имеет право ночью выйти из леса заплаканная, сесть к нему в машину и при этом не стать жертвой насилия, убийства бы не произошло», – считает феминистка.

Замдиректора Института общественного проектирования (ИНОП) Михаил Рогожников рассказал «НИ», что на днях они завершили исследование настроений россиян. О деталях исследования г-н Рогожников говорить отказался, сообщив лишь, что протестная активность в России сейчас находится «на уровне наиболее спокойных стран» и участвовать в протестных действиях готовы «менее 10% населения». Впрочем, нынешней весной ИНОП уже представлял результаты исследования, согласно которым Россия движется в исключительно правильном направлении, средний класс составляет четверть населения страны и каждый год возрастает еще на 1%.



«Спасибо заводу за смерть народа!»

Если массовых акций протеста всероссийского масштаба социологи не ожидают, то в провинции митинги, забастовки и голодовки происходят регулярно. Люди борются за выплату заработанных ими денег или за право ездить на купленных ими автомобилях. И как правило, побеждают.

Так, Сибирь и Дальний Восток протестуют всякий раз, когда правительство обещает ограничить или запретить ввоз подержанных иномарок с правым рулем. Как сообщает корреспондент «НИ» Наталья Гузева, в Кузбассе водители привязывают к антеннам автомобилей оранжевые ленточки и затем колоннами ездят по городу. Завершаются акции сбором подписей к правительству и президенту. Запретить ввоз праворульных машин планировалось еще во времена премьера Черномырдина, однако конфликтовать с автовладельцами власти так и не решились.

В Саратове граждане протестуют против планов областного правительства развернуть на местном нефтеперерабатывающем заводе производство цианида натрия, сообщает корреспондент «НИ» Константин Фомичев. Регулярно проходят митинги под лозунгами «STOP, цианид!», «Спасибо заводу за смерть народа!». Уже даже появилось общественное экологическое движение «Будущее».

А в Краснодарском крае недавно завершилась голодовка работников ЗАО «Родина» из станицы Архангельской Тихорецкого района, передает корреспондент «НИ» Сергей Перов. Селяне требовали зарплату, которую не получали уже два года. Люди приходили на работу, садились и игнорировали распоряжения начальства. Голодовку объявили 139 человек, еще около 300 просто прекратили работу. Две недели спустя районная власть, напуганная масштабами протеста, вместе с руководством предприятия организовала распродажу имущества ЗАО «Родина», объявленного к тому времени банкротом. Все вырученные деньги пошли на выплату долгов по зарплате, которые превышали 6 млн. рублей. Голодовка прекратилась, но люди обещают возобновить ее, если не получат всех причитающихся им денег.

"