Posted 1 октября 2008,, 20:00

Published 1 октября 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:52

Updated 8 марта, 07:52

Не тяни резину!

1 октября 2008, 20:00
В среду Верховный суд внес на рассмотрение Госдумы законопроект, обязывающий государство возмещать ущерб гражданам в случае долгого рассмотрения судебных дел или неисполнения решений. Таким образом, авторы инициативы хотят разгрузить Страсбургский суд, который буквально завален жалобами россиян на нарушение разумных ср
Сюжет
Суды

В пояснительной записке к законопроекту авторы приводят данные судебной статистики. Так, за первое полугодие в «неразумный» срок рассмотрено 6 тыс. 958 гражданских и 1 тыс. 642 уголовных дел. Некоторые из них ожидали своей очереди по нескольку лет. В настоящее время свыше двух лет в судах томятся 5 тыс. 815 гражданских и 1 тыс. 232 уголовных дел. Как рассказал «НИ» вице-президент Общероссийского союза юристов Владислав Гриб, «неисполнение в разумные сроки решений суда – это проблема номер один судебной системы». «Люди теряют веру в правосудие, – жалуется юрист. – Если годами ходишь в суд и видишь, как медленно волочится бюрократический аппарат, теряется всякая надежда». Бывший судья Мосгорсуда Сергей Пашин подтвердил «НИ», что порядка 7–10 % дел действительно рассматриваются с нарушением сроков. «Но это только гражданские дела, – поясняет эксперт, – по уголовным у меня статистики нет».

Верховный суд предлагает компенсировать гражданам волокиту служителей Фемиды. В частности, законопроект предусматривает упрощенный порядок для возмещения морального ущерба. Если раньше нужно было доказывать, что затягивание дела нанесло человеку нравственные и прочие страдания, то после принятия законопроекта заявителю будет достаточно доказать только материальный ущерб, вызванный превышением сроков. А моральный вред ему оплатят автоматически. В пояснительной записке к проекту закона подчеркивается, что в законопроекте закрепляется тенденция, распространенная в практике Европейского суда по правам человека: «компенсировать моральный вред во всех случаях нарушения разумных сроков со стороны органов государства».

Оплачиваться издержки будут за счет российской казны. Интересы государства в суде будет представлять Министерство финансов. Для этого Минфин получает полномочия отслеживать информацию о движении дела или исполнительного производства с самого начала. Авторы уверены, что, обладая такими возможностями, министерство будет способствовать более быстрому и объективному рассмотрению дел, связанных с нарушением разумных сроков. Согласно задумке Верховного суда, планируется установить два месяца для исполнения всех судебных актов. Как отмечает Сергей Пашин, таким образом «Минфину достанется головная боль». По его данным, в России ежегодно рассматривается около 9 млн. гражданских дел, 600 тыс. арбитражных, порядка 960 тыс. уголовных только с вынесением приговора, а в суд поступает порядка полутора миллиона дел. Авторы инициативы уже рассчитали, что после вступления закона в силу понадобится 654 млн. 970 тыс. руб. в год. Расчеты Верховного суда произведены на основе затрат, которые несет государство, оплачивая издержки по жалобам россиян в Европейский суд по правам человека в Страсбурге.

Одной из целей законопроекта является необходимость уменьшить количество обращений россиян в Европейский суд по правам человека. «Речь идет и о сокращении числа дел в этом суде, возбуждаемых против РФ», – отмечается в пояснительной записке. В прошлом году в Страсбурге приняты к рассмотрению примерно 7 тыс. жалоб, это 65% от всех подданных. Из них 5 тыс. – это жалобы на нарушение разумных сроков судопроизводства и длительное неисполнение судебных решений.

«Европейский суд уже выдвигал России требования по соблюдению сроков исполнения судебных решений», – рассказывает Сергей Пашин. Между тем, Владислав Гриб уверен, что отдельная инициатива «не изменит существующий поток жалоб». «Слишком сильно укоренилось у россиян мнение, что Европейский суд – последняя инстанция», – считает юрист. Он считает, что «надо чаще возбуждать дела против чиновников, не исполняющих или затягивающих исполнение решения». «Ведь где-то это непрофессионализм, а где-то умысел», – заявил г-н Гриб.

"