Posted 2 сентября 2020, 14:05

Published 2 сентября 2020, 14:05

Modified 7 марта, 14:52

Updated 7 марта, 14:52

Плохие новости для Гугла и Фейсбука: Австралия принуждает их платить за контент

2 сентября 2020, 14:05
В Австралии разворачивается война между американскими техно-гигантами Гугл и Фейсбук и правительством. Австралийский регулятор подготовил закон, по которому поисковик и социальная платформа обязаны платить производителям новостей. Американские корпорации грозят убрать все новости со своих платформ

Елена Иванова

Комиссия по антимонопольному регулированию Австралии изучала ситуацию с использованием американскими платформами местного новостного контента полтора года. В результате комиссия пришла к выводу, что производители новостного контента используют платформы для увеличения трафика, но денег за это практически не получают. Американские корпорации платят австралийским новостным аутлетам гроши, в то время как треть всех пользователей Фейсбука и Гугла используют свои аккаунты для просмотра новостей. Если 8-14% пользователей поисковика размещают новостной запрос, Гугл в ответ выдает новостную карусель заголовков и коротких лидов. Для антимонопольной комиссии это явный признак того, какое место в общем контенте занимают новости. Кроме того, технические возможности обоих техно-гигантов позволяют им вычленить оригинальные проверенные новости из всего потока.

В интервью Wired, профессор технологического университета Квинсленда Терри Флю рассказал об обоюдной выгоде сотрудничества между новостными порталами и платформами. «Платформы получают контент, новостные сайты получают каналы дистрибуции. Австралия предложила найти честную цену, которую платформы готовы заплатить производителю».

Новый законопроект предполагает, что платформы должны провести переговоры с поставщиками контента. Если они не договорятся о цене, каждая сторона должна передать свое предложение коллегии независимых арбитров, которая и определит цену. Кроме того, Гугл и Фейсбук должны будут за 28 дней предупреждать поставщиков новостей об изменении алгоритма поиска контента, который может повредить бизнесу новостников. Речь идет об удалении лидов или понижении или удалении публикаторов из рэнкинга, или закрытии Google News в стране. В случае нарушения на компанию накладывается штраф в размере 10% годового дохода в австралийском сегменте Интернета за каждый случай несоблюдения закона.

Глава Гугла в Австралии и Новой Зеландии Мэл Силва обратился напрямую к пользователям и обвинил австралийское правительство в протекционизме, пригрозив убрать из поисковика все австралийские новости. Силва напомнил, что они уже начали заключать лицензионные соглашения с некоторыми новостными компаниями в Австралии, Бразилии и Германии, но то, что предлагают австралийские власти, работать не будет.

Глава австралийского Фейсбука Уилл Истон заявил: « Если закон будет принят, мы запретим публикаторам и пользователям расшеривать местные и международные новости на Фейсбуке и в Инстаграме». Фейсбук жалуется, что антимонопольная комиссия не понимает законов Интернета. Власти в ответ говорят, что если кто-то не будет соблюдать законы, он перестанет работать в Австралии. С другой стороны, если Фейсбук закроет доступ всем профессиональным новостным сайтам, в сети останутся любители, которые не соблюдают правил сдержек и противовесов информационного освещения. Останутся и все сайты, распространяющие теории заговора, например, QAnon. Эти источники дезинформации смогут нанести большой урон, если пользователи не будут иметь сбалансированной альтернативы.

У Фейсбука есть новостное предложение Facebook News, где социальная сеть размещает партнерские новости, за которые она платит. Но этот сервис доступен только в Америке, а в Австралии и Фейсбук, и Гугл уже год тянут с переговорами. Австралийские власти надеялись, что корпорации договорятся с производителями на добровольной основе, но этого не произошло.

У этой медали есть и вторая сторона – если концерны выполнят угрозу и уберут новости из сети и поисковика, то пострадают и они тоже. Тогда другие социальные сети получат в Австралии свой шанс.

Это не первая битва государства с корпорациями. В 2014 году Испания приняла закон, по которому публикаторы новостей могли выставлять счета Гуглу за использование заголовков и лидов в Google News. В ответ компания удалила сервис из Испании и отрезала испанские новостные сайты от международных новостей. На новостных сайтах, особенно на небольших, резко сократилось число юзеров.

В прошлом году Франция включила в закон об авторских правах требование к Гуглу платить за новостной контент, который появляется на его страницах. В этом году Гугл опять должен был сесть за стол переговоров, после того как он изъял из результатов поиска лиды французских новостных сайтов и не платил за линки. В 2014 году самый большой издательский дом Германии Axel Springer запретил использование Гуглом лидов своих статей, чтобы заставить Гугл за них платить. В результате резко упал трафик, и немцы отступили. Австралийцы пошли другим путем.

Теперь регуляторы и главы медийных корпораций всего мира следят за тем, сможет ли маленькая Австралия победить американских колоссов. Австралийский подход может стать прецедентным, считает Белинда Барнет, преподаватель технологического университета в Суинберне. Если каждая страна потребует по закону оплату за контент, это повлияет на бизнес-модель Гугла и Фейсбука.

Производители новостного контента Австралии не могут себе позволить не быть на Фейсбуке или в Гугле, но дистрибуция новостей на платформах не дает им возможности монетизировать контент и создавать собственные бренды. Большинство пользователей читают лиды на платформах и не переходят на новостные сайты, где производители и могут монетизировать трафик. Поэтому из 6,5 миллиардов американских долларов годового рекламного бюджета австралийского Интернета 71% приходится на Гугл и Фейсбук. Но власти не хотят регулировать распределение рекламных денег. Они считают новостной контент продуктом, который платформы должны закупать. Медийный холдинг Nine, один из самых крупных в стране, уже заявил, что американские концерны должны заплатить им 432 миллиона американских долларов за использование их контента.

Небольшие новостные сайты не получают от Гугла ничего. Газета Latrobe Valley Express, редакция которой находится к востоку от Мельбурна, и имеющая в штате 8 репортеров, стала одним из главных источников информации о пожарах в австралийских лесах. Во время пандемии ковида репортеры публиковали эксклюзивные истории о нехватке тестов и о местных очагах инфекции. Эта информация была абсолютно эксклюзивной, ее публиковали в Интернете, она появлялась в поисковике и на Фейсбуке. «Мы не получили от Гугла ни единого цента,»- сказала Эллен, гендиректор издания. – «Ни цента. В моем балансе в доходной части от Гугла стоит ноль.» Издание несет расходы, платформы получают бесплатный контент и используют его для увеличения трафика.

Консультационный период для нового закона закончился на прошлой неделе. В парламенте и консервативная коалиция, и оппозиция уже заявили о своей поддержке. Производители поддерживают законодателя.

«Но битва только начинается, - считает профессор Флю. – У Гугла и Фейсбука есть сильнейший козырь – молодое поколение не любит News Corporation ( частная медийная компания, принадлежащая Руперту Мердоку – НИ) и мейнстримные медиа. Гугл сможет мобилизовать сотни тысяч людей. Это их единственная возможность, но это и мощнейшая сила.»

После того как Гугл обратился с открытым письмом к пользователям, антимонопольная комиссия обвинила корпорацию в дезинформации. «Наша маленькая ФАС оказалась очень задиристой,» - смеется Белинда Барнет.

Но это был только пролог. До финала еще очень далеко, и его исход не очевиден. Если добровольно-принудительный подход не удастся, у австралийских властей остается только один выход – ввести прямой цифровой налог. Пока президента США зовут Дональд Трамп, американские власти его не допустят никогда.

Подпишитесь