Posted 1 июля 2014,, 20:00

Published 1 июля 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:23

Updated 8 марта, 04:23

«Пятерка» за активность

«Пятерка» за активность

1 июля 2014, 20:00
Любой гражданин, трижды нарушивший порядок на митингах, может угодить в тюрьму на пять лет. К рассмотрению законопроекта с таким предложением приступили вчера депутаты Госдумы. В первоначальной версии проекта, вводящего уголовную ответственность за повторные нарушения на митингах, речь шла только об организаторах акций

Проект об уголовной ответственности за неоднократные нарушения законодательства о проведении публичных массовых мероприятий (митингов, шествий, пикетов и пр.) депутаты рассматривают во втором чтении. Неоднократным предлагается признать аналогичные деяния, за которые человек привлекался к административной ответственности более двух раз за полгода. Такое нарушение порядка может грозить лишением свободы на срок до пяти лет. Кроме того, в качестве наказания могут применяться обязательные работы на срок до 480 часов либо штраф в размере от 600 тыс. до 1 млн. рублей.

Первоначальная версия законопроекта, внесенного в Госдуму группой парламентариев во главе с единороссом Александром Сидякиным, предусматривала уголовное наказание только для организаторов массовых мероприятий. Затем в документ внесли предложение председателя конституционного комитета Совета Федерации Андрея Клишаса о применении такой меры и к «обычным» людям. А проект о введении уголовной ответственности за призывы к сепаратизму предусматривает новые виды наказания: принудительные работы на срок до трех лет либо арест на срок от четырех до шести месяцев.

Ранее с критикой проекта о нарушениях порядка на митингах выступил председатель Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов. «Это равносильно введению уголовной ответственности за неоднократный переход улицы на красный свет», – заявил он.

Директор правозащитного фонда «Общественный вердикт» Наталья Таубина считает пятилетнее заключение для участников митингов непропорциональным вмешательством в свободу собраний. «Это откровенное нарушение гражданских прав, – выразила свое мнение «НИ» правозащитница. – Надо отметить, что и сейчас суды практически не рассматривают дела о правонарушениях такого характера объективно: не вдаются в детали, не выслушивают сторону защиты. В подавляющем большинстве случаев судьи выносят решения против участников акций. Что же будет после принятия закона?!» По мнению г-жи Таубиной, власти хотят создать атмосферу страха, полностью отбить желание у граждан участвовать в различных массовых мероприятиях. «Очевидно, что такие намерения неправомерны, – отмечает директор фонда. – Что касается ужесточения наказания за сепаратистские призывы, то в настоящее время какие-либо поводы для этого отсутствуют. Ситуация в данном отношении в России не изменилась. Отнимут возможность даже для проведения референдумов, размышлений в СМИ о независимости. Это также является нарушением прав человека».

Профессор кафедры конституционного и муниципального права НИУ «Высшая школа экономики» Елена Лукьянова убеждена, что полностью отсутствуют поводы для введения столь жестких мер для участников и организаторов митингов. «Продолжаются наступления на права и свободы населения, – сказала «НИ» г-жа Лукьянова. – Вместо диалога, совместного решения разных проблем – фактический запрет на выражение собственного мнения. Изложенное в проекте неконституционно». Профессор считает, что к безопасности государства предлагаемые меры не имеют никакого отношения. Имеется лишь желание – подавить свободомыслие.

Председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева солидарна с позицией профессора и правозащитницы. «Как мы помним, выборы депутатов Госдумы завершились в 2011 году скандалом из-за фальсификаций итогов голосования, – сказала «НИ» г-жа Алексеева. – Наши парламентарии исполняют решения власти, а не просьбы избирателей. Поэтому и появляются такие проекты. Хотят почти полностью подавить протестные акции. Прежде всего – в столице и Санкт-Петербурге. Именно протесты в этих городах способны сменить политическую систему». Людмила Алексеева полагает, что число таких митингов существенно снизится. Но нынешняя власть ничего от этого не выиграет. «В СССР тоже практически не было протестных выступлений, поскольку они сурово подавлялись. Однако в начале 1990-х это не помогло ни Союзу, ни его руководителям», – заключила глава МХГ.

"