Posted 1 июля 2008,, 20:00

Published 1 июля 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 08:08

Updated 8 марта, 08:08

Легкая изоляция

1 июля 2008, 20:00
Сегодня Госдума рассмотрит в первом чтении законопроект, который вводит наказание в форме «ограничения свободы». Планируется, что за совершенные преступления небольшой и средней тяжести вместо тюрьмы осужденных будут просто ограничивать в свободе передвижения, выборе места жительства, в участии в митингах и демонстраци

Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы в настоящий момент в качестве наказания преступников предусматривают не только отсидку в тюрьме, но и «ограничение свободы». Но, по словам экспертов, до сегодняшнего времени этот вид наказания фактически не применялся. Директор Центра содействия реформе уголовного правосудия Валерий Абрамкин рассказал «НИ», что, когда вводилось понятие «ограничение свободы», то предполагалось, что осужденные по этой статье будут находиться в специализированных исправительных центрах. То есть под надзором государства, но без изоляции от общества. Ночью сидишь в центре, днем гуляешь на свободе. Но эти учреждения, по словам г-на Абрамкина, так и не были построены, и все закончилось лишь проведением нескольких экспериментов.

Новый закон, внесенный правительством еще в 2006 году, предлагает не строить для «ограниченных» законом граждан специальные центры, а по решению суда просто контролировать их перемещение, выбор места работы и учебы, и участие провинившихся граждан в некоторых общественных мероприятиях. На практике это выглядит следующим образом. Осужденным могут запрещать в определенное время суток уходить из дома, находиться в определенных местах, выезжать из города, посещать места проведения массовых мероприятий и участвовать в них, изменять место жительства, работы и учебы без предварительного уведомления. Кроме того, от осужденных могут потребовать являться в надзорный орган для регистрации. Эти визиты провинившимся гражданам придется делать от одного до четырех раз в месяц. Ограничивать свободу в качестве основного вида наказания планируется на срок от 2 месяцев до 4 лет за преступления небольшой степени тяжести. Осужденных за отдельные тяжкие и особо тяжкие преступления будут «ограничивать» на срок от 6 месяцев до 2 лет в качестве дополнительного наказания после отсидки на зоне. Кроме того, авторы инициативы предлагают уменьшить сроки ограничения свободы по некоторым преступлениям. Например, за причинение вреда здоровью человека по неосторожности или при самообороне, за уничтожение имущества по неосторожности или за утерю оружия. Следить за «ограниченными» гражданами будет специально созданная уголовно-исполнительная инспекция.

Первый заместитель председателя комитета по гражданскому и уголовному законодательству Владимир Груздев объяснил «НИ», что отбывать наказание осужденный будет по месту своего жительства, но если он нарушит правила «домашнего ареста», то дальше к нему может быть применено реальное лишение свободы. «Ведь у нас падает численность населения и не хватает рабочих рук, – напомнил «НИ» депутат. – Да и условия осуждения оставляют желать лучшего – тюрьмы переполнены. Мы решаем две проблемы, ни одно преступление не остается безнаказанным, при этом не создается криминогенная ситуация, люди нормально работают». Г-н Груздев не исключил, что ко второму чтению будут внесены поправки, согласно которым контролировать людей, находящихся под своеобразным домашним арестом будут с помощью так называемых «электронных браслетов». Такие приспособления два года назад предложил использовать бывший глава Минюста, а ныне генпрокурор Юрий Чайка. Браслет предполагалось надевать на руку или ногу осужденного. Устройство должно через спутник подавать сигналы в случае нарушения преступником режима содержания. Правда, депутат Груздев оговорился, что «если ГЛОНАС у нас заработает», то браслеты будут применять. А если отечественную систему глобального спутникового позиционирования так и не наладят, то обойдутся без «электронных браслетов». «Зачем нам на американский GPS переходить и зависеть от иностранных средств связи, – сказал парламентарий. – Это не очень правильно».

"