Posted 1 апреля 2008,, 20:00

Published 1 апреля 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 08:20

Updated 8 марта, 08:20

Молчание – знак согласия

Молчание – знак согласия

1 апреля 2008, 20:00
Сегодня Госдума во втором чтении примет поправки в закон «О референдуме», фактически запрещающие проведение общенационального обсуждения остальных вопросов. Депутатов не смутило ни отрицательное заключение правового управления Госдумы, ни протест Конституционного суда, чье решение послужило поводом к принятию законопро

Еще в марте минувшего года Конституционный суд постановил исправить положение закона «О референдуме», которое запрещает выносить на референдум вопросы об изменении расходных обязательств государства. Запретить предлагалось только те темы, которые касаются бюджета текущего года. Если речь пойдет о бюджетах будущих лет, то их можно обсудить всенародно. Однако народные избранники к работе над ошибками отнеслись своеобразно и предложили запретить референдумы по вопросам, «отнесенным к исключительной компетенции федеральных органов власти». Таким образом, Госдума, будучи как раз таким федеральным органом, закрепила за собой монополию на решение любых насущных проблем. Вчера спикер Госдумы Борис Грызлов назвал новый вариант закона «барьером на пути использования референдумов в политических целях» и заявил, что «не может быть референдум по поводу, например, того, чтобы всем в один день повысить зарплату».

Напомним, что Конституционный суд вынес свое решение по жалобе КПРФ. В 2005 году коммунисты попытались провести референдум, однако Центральная избирательная комиссия отклонила 15 из 17 вопросов, а Верховный суд признал правоту ЦИК. Коммунисты так и не смогли вынести на всенародное обсуждение вопросы о доведении МРОТ до прожиточного минимума, восстановлении потерянных в 1992 году сбережений, национализации предприятий и введении прогрессивной шкалы подоходного налога. Один из инициаторов того несостоявшегося референдума депутат Госдумы Владимир Улас сказал «НИ», что теперь «процедуру референдума ликвидируют на корню», так как та же Госдума теоретически может принимать решения по любому поводу, а значит, никакой вопрос на референдум нельзя будет вынести.

Не согласны с поправками и в Конституционном суде, секретариат которого направил в Охотный Ряд письмо, где законопроект назван «несоразмерно ограничивающим право граждан на референдум». Правовое управление Госдумы в своем заключении также указало, что «предлагаемая замена не соответствует позиции Конституционного суда и требует дополнительного обсуждения». Однако председатель думского комитета по конституционному законодательству и один из авторов поправок в закон «О референдуме» Владимир Плигин заверил «НИ», что принимаемый закон «полностью отражает те требования, которые содержатся в решении Конституционного суда». Депутат называет складывающийся порядок «адекватным сочетанием элементов непосредственной и представительной демократии», когда «волю избирателей будут реализовывать Госдума и другие федеральные органы в рамках их компетенции». Хотя г-н Плигин признает, что гражданам останется лишь референдум по Конституции либо международным договорам, а, например, референдум о законности отмены отсрочек от службы в армии, разрешенный коммунистам в 2005 году, теперь будет запрещен.

В ближайшие годы граждане смогут голосовать только на региональных и местных референдумах. В день президентских выборов 2 марта референдумы проходили в Калининградской и Рязанской областях и в Агинском Бурятском автономном округе. В первом случае вопрос касался десятилетней программы развития района, во втором – строительства завода фенолформальдегидных смол, в третьем – преобразования поселка в город. Жители одобрили все, кроме завода. Сопредседатель Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков говорит «НИ», что местная власть вынуждена прислушиваться к мнению граждан, так как «она пока еще избирается, и потому слабее».

"