Posted 1 марта 2005,, 21:00

Published 1 марта 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 02:16

Updated 8 марта, 02:16

Сергей Ковалев

Сергей Ковалев

1 марта 2005, 21:00
Сегодня председателю общества «Мемориал» Сергею Ковалеву исполняется 75 лет. Известный правозащитник, отбывший срок в советских лагерях, с началом перестройки стал одним из видных деятелей российского демократического движения. Идеалам которого остается верен и поныне. Сергей КОВАЛЕВ дал интервью «НИ».

– Сергей Адамович, ваш юбилей совпал с юбилеем перестройки, провозглашенной весной 1985-го. Оцените путь, по которому идет Россия с точки зрения тех принципов, которые исповедовали вы и ваши соратники.

– Есть путь, которым мы идем, и есть путь, которым нас ведут. Если говорить о том, куда ведут нас, то ответ очевиден – в страну по имени СССР. Идет построение управляемой демократии при наличии либерального рыночного хозяйства.

– Эта конструкция напоминает «либеральную империю», о необходимости которой говорит Анатолий Чубайс?

– Я думаю, что Анатолий Борисович, произнося это престранное словосочетание, имел в виду сугубо практический подход к делу. Он сказал «либеральная», но тут же, чтобы на него, не дай бог, никто не обиделся, добавил «империя». А настоящие демократы понимают, что империализм в любых его проявлениях означает рабство. Подобное государство не считается с естественными правами и свободами граждан, а желает ими помыкать. Такая же политика гегемонии выстраивается и по отношению к бывшим союзным республикам. При этом власть преподносит это Европе как содружество независимых государств, а на деле возрождается соцлагерь.

– А может, такая политика – во многом следствие неспособности наших демократов оппонировать власти и объединяться?

– Ну, демократы первой волны – тоже не гомогенное сообщество. Это были откровенные карьеристы. Но в политику нужно входить с определенным настроением. Понимаете, беда нашей политики – прагматизм, а нужно быть идеалистом. Так нельзя: либо вы оппозиция, критикующая власть, либо вы «карманная», прикормленная властью оппозиция, работающая по заказу Кремля. Власть, кстати, недавно сделала гениальный ход – запретила политические блоки. А объединиться в единую организацию «Яблоку» и СПС пока никак не удается. Между тем их лидерам нужно только понять, что сейчас не до амбиций и споров. Но в нынешнем бессмысленном переговорном процессе, в спорах демократов видны только амбиции и тщеславие. Причем эти качества легко маскируются под реальные противоречия, которых на самом деле нет. При этом я уверен, что каждый из спорящих лидеров совершенно искренне верит в свою правоту – так уж устроен человек.

– Вчера член СПС Борис Надеждин заявил, что спорщики достигли принципиального соглашения и выйдут на следующие парламентские выборы единым списком. Вы в это верите?

– Не верю.

– Кто же тогда может предложить демократическую альтернативу избирателям, голосовавшим за либералов, – Касьянов? Рыжков? Каспаров?

– Мне трудно представить Касьянова, равно как и Рыжкова, новым демократическим лидером. Может, Каспаров – ввиду того, что до последнего времени он был вне политики. Но главным критерием лидерства сейчас является бескомпромиссность. До тех пор пока оппозиция будет работать по договору с властью, ничего путного она предложить не сможет.

"