Posted 1 февраля 2012,, 20:00

Published 1 февраля 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:47

Updated 8 марта, 05:47

Фильтр раздора

Фильтр раздора

1 февраля 2012, 20:00
Президентские законопроекты о политической реформе в России ожидает, похоже, нелегкая судьба. Владимир Путин предложил вынести документ о возвращении губернаторских выборов на общественное обсуждение. А проектами об упрощении создания политических партий и облегчении процедуры сбора подписей недовольны абсолютно все: о

Напомним, что Дмитрий Медведев в середине января внес в нижнюю палату законопроект, который возвращает россиянам право напрямую выбирать глав своих регионов на срок до пяти лет, а политическим партиям дает возможность выдвигать кандидатов в губернаторы. Другие президентские инициативы, поступившие в Думу в декабре, касаются законодательства о выборах и партиях. Чтобы создать политическую партию, нужно будет всего 500 человек (сейчас – 50 тыс.). Для выдвижения кандидата в президенты партии достаточно будет собрать 300 тыс. автографов (сейчас 2 млн.), а на всех остальных выборах эта трудоемкая процедура вообще отменяется. В январе спикер Госдумы Сергей Нарышкин торжественно объявил, что президентские законопроекты могут быть приняты уже в феврале, еще до президентских выборов. Причем за два из них – о партиях и подписях – депутаты, возможно, проголосуют сразу в трех чтениях. А проект о прямых выборах губернаторов предполагается рассмотреть до конца месяца в первом чтении.

Воспринятые многими, как уступка митингам на Болотной площади и проспекте Сахарова и внесенные наспех, документы, судя по всему, не устраивают ни «Единую Россию», ни ее оппонентов.

Кто чем недоволен

Во фракции КПРФ уже сформировали группы из депутатов соответствующих комитетов, которые занялись подготовкой поправок. Заместитель председателя комитета по конституционному законодательству и госстроительству Вадим Соловьев рассказал, что коммунисты предложат отменить проведение консультаций кандидатов в губернаторы с президентом. Более конкретно, по мнению партии, также должны быть прописаны механизмы вынесения недоверия главе региона. «Все это должно быть в виде документов, должны быть четко перечислены причины, по которым губернатором может быть утрачено доверие, – пояснил «НИ» депутат. – Чтобы губернатор мог обжаловать все это в судебном порядке и чтобы не было предвзятого отношения. Ведь свободные выборы могут привести к тому, что губернаторами во многих регионах станут представители оппозиции. А с помощью таких правил можно легко административным путем избавляться от них».

Полным ходом идет обсуждение возможных поправок и во фракции ЛДПР. И основные претензии – также к законопроекту о губернаторских выборах. Член комитета по конституционному законодательству и государственному строительству, заместитель председателя Госдумы Игорь Лебедев отмечает, что не совсем понятна процедура согласования кандидатов с президентом, и абсолютно не понятны юридические последствия этого согласования.

«Президент дает добро, или президент отказывает, и партия уже не может выдвигать этого кандидата? – задается вопросом парламентарий. – А если мы вообще ни с кем не хотим согласовывать эти выборы? Все-таки это прямые выборы, и мы имеем право выдвигать кого хотим. Этот механизм требуется более тщательно прописать в законе либо статью, в которой об этом говорится, вообще убрать». Вторая поправка, которую намерена обязательно внести фракция, – это четкое ограничение в законопроекте пребывания губернаторов на своем посту одним сроком.

По законопроекту о партиях у фракции ЛДПР определенной позиции на сегодняшний день нет. Но главное недовольство – слишком низкий порог для создания политической структуры. «Главная опасность этого законопроекта в том, что у нас в стране опять может появиться несметное количество партий, – отметил «НИ» Игорь Лебедев. – И мы вернемся на 20 лет назад, когда на избирательном участке была просто развешана простыня из ста с лишних организаций, за каждой из которых стояло по одному-два человека, не более».

Пресловутый президентский фильтр – главная проблема и для «Справедливой России». «Если он там не нужен, то зачем он там есть? – недоумевает зампред комитета по безопасности Геннадий Гудков. – Что касается процедуры, то раньше она хотя бы была. Сейчас же эта процедура в новом законе исчезла. Про второй тур вообще нет ничего. Ощущение, что законопроект писали на коленке, для отвода глаз».

Не очень довольны корректировкой избирательного законодательства и сами единороссы. Один из депутатов рассказал «НИ», что когда в Думу прибыли президентские поправки, то парламентское большинство находилось просто в шоковом состоянии и не знало, как им на них реагировать и что с ними делать. Тем не менее пришли в себя быстро. «В целом у всех четырех фракций позитивное отношение к законопроектам, – проинформировал «НИ» первый заместитель председателя комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Попов. – Хотя есть и вопросы. Возможны поправки, у каждой фракции свои мнения». Однако уточнить, какие поправки могут поступить от «Единой России», г-н Попов затруднился. По его информации, заседание профильного комитета предполагается «где-то с 13 февраля». «На заседании фракции будет организовано специальное обсуждение, но попозже, после того, как пройдет первое чтение, – отметил депутат. – Это очень серьезный текст, и все надо тщательно взвешивать».

Дискуссии вне парламента

Позиции непарламентских партий близки к мнению думской оппозиции. Лидер «Яблока» Сергей Митрохин тоже возмущается тем, что в законе о выборах губернаторов совершенно невнятно говорится о консультациях с президентом. «Непонятно, что имеется в виду, – сказал «НИ» политик. – Думаю, что нужно убрать этот пассаж, он совершенно нелепый. Отзыв – очень коварная процедура. Для «Единой России» это способ сковырнуть оппозиционного кандидата в губернаторы, если ее претендент проиграет выборы. Используя запутанные формулировки, можно сразу же приступить к процедуре отзыва».

Партии, как считает лидер «Яблока», необходимо поставить в равные условия и отменить сбор подписей на выборах всех уровней. А вот порог численности можно установить и побольше. «Прослеживается намерение, чтобы образовалось сотни микроскопических партий, – предполагает г-н Митрохин. – И чтобы эти партии размывали голоса оппозиции». По мнению политика, оптимальная цифра была бы в 5 тыс. человек.

Сопредседатель незарегистрированной партии ПАРНАС Борис Немцов с лидером «Яблока» по данному вопросу не соглашается. Он поддерживает идею о снижении численности партий. Но полагает, что, кроме этого, нужно было бы предусмотреть также создание союзов и блоков. «Понятно, что мелкие партии не имеют никаких шансов пройти в Госдуму, и они будут вынуждены искать союзников», – пояснил «НИ» г-н Немцов. В законопроекте о выборах губернаторов политик находит более серьезные изъяны, отмечая, что такой «извращенной формы выбора губернаторов» нет нигде в мире. И обязательно нужно вернуть систему залогов, считает политик. Только тогда этот законопроект будет иметь какой-то смысл.

Ждите ответа

Но чуть ли не больше, чем спорные пункты президентских проектов, оппозицию волнует то, что процедура их принятия сильно затягивается. «Совет Госдумы рассматривает законопроект о губернаторах почти 10 дней, это очень много, такого почти не бывает с президентскими инициативами, – пояснил Геннадий Гудков. – То есть специально задерживают процедуры. А срок, до которого должны быть получены отзывы из регионов и ведомств, определен 30 днями, хотя по приоритетным законам обычно дается около 10 дней. Это очень большой срок. Так что в феврале рассмотреть законопроект в Госдуме уже не успевают. В лучшем случае в марте будет только обсуждение на комитете. А на пленарном заседании вообще неизвестно когда». По мнению парламентария, все делается для того, чтобы дотянуть до выборов президента. А затем быстро переназначить всех ключевых губернаторов, которые могут написать заявления о доверии. Не исключает г-н Гудков и того, что реформа может и вовсе заглохнуть на Охотном Ряду.

Дума может не принять ни одной поправки, а может изменить законопроекты до неузнаваемости, полагает руководитель дирекции программ мониторинга избирательных кампаний Независимого института выборов Аркадий Любарев. Но основной вопрос, на его взгляд, заключается в другом. «Те законопроекты, которые были внесены 23 декабря (о партиях и подписях. – «НИ»), друг с другом очень мало согласованы, – рассказал «НИ» эксперт. – По отдельности они выглядят неплохо, но когда снимаются оба барьера – и партийный, и по подписям, то сразу возникает вопрос, к чему это может привести. Смысл в том, что если барьер для партий снижается до 500 человек, то регистрировать их будет очень легко. Другим законопроектом все партии освобождаются на выборах в парламенты от сбора подписей. То есть получается, если ты зарегистрировал партию, то можно выдвигаться практически любому человеку. Это может привести к огромному количеству кандидатов в списках. Можно предполагать, что это выгодно «Единой России»: тогда протестный электорат будет размываться между многочисленными партиями. Но на самом деле это может породить такой хаос, который ударит по ним бумерангом». Поэтому эксперт сомневается, что законопроекты будут приняты в таком виде. Юридические нестыковки находит г-н Любарев и в законопроекте о губернаторах. Главная проблема, по его мнению, в том, что внесены только поправки в законопроект «Об изменении принципов организации законодательных органов власти». Но необходимо еще внести изменения в закон «О гарантиях избирательных прав».

"