Posted 1 декабря 2021,, 16:34

Published 1 декабря 2021,, 16:34

Modified 7 марта, 13:16

Updated 7 марта, 13:16

«Если надо, генерала Франко и на том свете достанем!» - заявляют испанские социалисты

«Если надо, генерала Франко и на том свете достанем!» - заявляют испанские социалисты

1 декабря 2021, 16:34
Фото: occupy.com
Несмотря на объявленную в 1977 году амнистию, власти Испании разрешили службам безопасности привлекать к суду тех, кто совершил преступления против человечности в эпоху диктатуры генерала Франко. «Если надо, мы их достанем и на том свете!» - заявляют испанские антифашисты.

Сергей Крон

В октябре 2019 года завершилась процедура перезахоронения тела испанского диктатора Франсиско Франко, которое перенесли из базилики в мемориальном комплексе «Долина павших», где оно покоилось с 1975 года. Гроб Франко перенесли к вертолету на плечах его родственники, а потом за 15 минут доставили на полигон Королевской гвардии, который находится неподалеку от кладбища Мингоррубио. Там его и закопали.

Решение перезахоронить Франко было принято в 2018 году. Испанское правительство пришло к выводу, что несправедливо оставлять прах диктатора рядом с жертвами гражданской войны.

Франсиско Франко стоял у истоков государственного переворота, с которого в 1936 году началась гражданская война. Придя к власти в 1939 году, он установил в стране правый тоталитарный режим.

У испанцев очень плохое отношение к «черному» периоду истории страны, когда франкисты похищали пытали и убивали людей, которых подозревали в «подрыве основ государства». Теперь же решено привести в порядок и эти дела. Прежде всего, изменили закон об амнистии от 1977 года, который снимал ответственность за упомянутые деяния. Таков вердикт коалиционного правительства, представленного Испанской социалистической рабочей партией, популистской партией «Подемос» и Компартией Испании, сообщила Deutsche Welle.

После смерти Франко в 1975 году, по словам сотрудника мадридского Центра исторических исследований Рауля Гомеса Куэсты, остро встал вопрос о национальном примирении, поскольку страна оставалась расколотой на два лагеря - сторонников и противников диктатора. Между тем примирение было необходимо для перехода к демократии, и здесь ключевую роль сыграла амнистия. Она простила былые грехи и франкистам, и сторонникам Народного фронта, а также боевикам всех группировок послевоенного периода.

Как следует из официальных документов, нынешние власти Испании полагают, что «расследование преступлений, связанных с мятежом, войной и диктатурой» Франко, является чрезвычайно важной мерой для восстановления исторической справедливости и памяти жертв диктатуры. Осуществление этой меры возлагается на прокуроров Департамента прав человека и демократической памяти.

Прокурорам предстоит «привлечь к суду франкистов, виновных в преступлениях против человечности». Те из них, кто скончался, будут официально названы преступниками, лишены почетных званий и наград. А все еще здравствующие предстанут перед судом и получат наказание в зависимости от тяжести совершенных деяний.

Между тем, по мнению профессора права Мадридского университета Луиса Франсиско Аранда, новый закон является юридическим нонсенсом. Во-первых, по словам профессора, испанская Конституция не позволяет судить людей, подпавших под амнистию. Во-вторых, статья о преступлениях против человечности была включена в УК Испании лишь в 2003 году, а посему она «не применима к деяниям более раннего периода». В-третьих, в Испании вообще нельзя задним числом применять статьи закона, которые могут отрицательно сказаться на судьбе людей.

Отказ от амнистии раскритиковал бывший премьер-социалист Фелипе Гонсалес, посетовавший, что его однопартийцы сейчас «разрушают основы гражданского мира в стране».

Подверг резкой критике правительство и лидер парламентской оппозиции, глава консервативной Народной партии Пабло Касадо. Он обвинил власти в попытке взять исторический реванш, а заодно столкнуть испанцев лбами, чтобы отвлечь их от последствий социально-экономического кризиса, с которым правительство не может справиться. Касадо пообещал, что обжалует решение правительства в Конституционном суде Испании.

"