Posted 30 ноября 2006,, 21:00

Published 30 ноября 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 08:56

Updated 8 марта, 08:56

Кому на пенсии жить хорошо

Кому на пенсии жить хорошо

30 ноября 2006, 21:00
На прошедшей неделе депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Игорь Михайлов отозвал из городского парламента свой законопроект о губернаторских льготах. Законодателя смутило народное недовольство, вызванное его инициативой обеспечить главе региона ее безбедное существование и после ухода с высокого поста. Деп

На самом деле петербуржский законодатель Игорь Михайлов поступил мудро. Губернатора-то назначают, а депутату еще избираться в марте будущего года. Сам г-н Михайлов признался, что отозвал свою инициативу, увидев негативную реакцию простого народа на свое предложение. И неудивительно, ведь губернатору Санкт-Петербурга, оставившему пост главы города по окончании срока полномочий или по собственному желанию, документом предоставлялось право на пожизненное пользование охраной и государственной дачей. Депутат заодно предлагал оплачивать экс-главе города транспортное, медицинское и санаторно-курортное обслуживание, расходы на почтовые отправления, все виды связи и на обслуживание в VIP-залах аэропортов и вокзалов. В общем все то, что простому человеку и до пенсии недоступно. Кроме того, предполагалось отдельно страховать жизнь и здоровье бывшего губернатора. «Люди еще не готовы к таким шагам, – обиделся на сограждан Игорь Михайлов. – Общество пока по достоинству не оценило деятельность губернатора».

Особые условия работы

Между тем Валентине Матвиенко есть, что терять, после ухода со своего поста. Как передает собкор «НИ» в Санкт-Петербурге Наталья ШЕРГИНА, г-жа Матвиенко является единственным губернатором РФ, которого в соответствии с указом президента РФ охраняет ФСО. Ее проезд со служебной дачи по Приморскому шоссе сопровождается заблаговременным перекрытием дорожного движения по прилегающим улицам, что создает в этом проблемном транспортном узле огромные заторы. Кроме того, губернатору положен оклад, равный 40 расчетным единицам. Такая единица в соответствии с федеральным законом сегодня составляет 600 рублей, а с нового года будет равна 650 рублям. Сегодня зарплата г-жи Матвиенко вычисляется следующим образом: оклад 40 расчетных единиц, надбавки за классный чин – 20 единиц, еще 40% от оклада – за выслугу лет, 200% от оклада за особые условия работы, 50% ежемесячной премии, материальная помощь раз в квартал в размере оклада, выплаты «на лечение» и отпуск. Было подсчитано, что губернатор получает не менее 95 тысяч рублей в месяц.

Зато ее сосед губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков при выходе на пенсию может спокойно рассчитывать на охрану, правовую защиту (читай: неприкосновенность), специальную связь и транспортное обслуживание и, разумеется, госдачу. Плюс к этому обязательное государственное страхование на сумму, равную «двадцатикратному размеру установленной общей суммы пенсии и доплаты к ней, как лицу, занимавшему государственную должность Ленинградской области». Если губернатор ушел со своего поста, но пенсионного возраста еще не достиг, то и на этот случай предусмотрены определенные гарантии. В течение года, пока он будет искать новое место, из бюджета он будет получать зарплату, равную ежемесячному содержанию губернатора. То есть область будет целый год оплачивать сразу двух губернаторов: действующего и бывшего. А если он нашел работу, но получает меньше, чем зарабатывал на посту губернатора, то целый год казна будет доплачивать ему «до уровня ежемесячного денежного содержания губернатора Ленинградской области».

Депутаты столичной Думы в прошлом году тоже подсобили мэру Москвы Юрию Лужкову, приняв закон «О государственных должностях города Москвы», где предусмотрели специальную статью «Дополнительные государственные гарантии лицу, прекратившему исполнение полномочий мэра Москвы». Его ожидают те же самые льготы, что и губернатора Ленинградской области: «правовая защита», госдача, служебный транспорт, персональная охрана, спецсвязь и право пользования VIP-залами.

Без лишнего шума

В провинции такие документы проталкивались «по-тихому», чтобы не волновать избирателя. «Во многих регионах такие законы принимаются без широкого освещения в прессе, – рассказала «НИ» ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Оксана Гончаренко. – В большинстве случаев Заксобрание пользуется лояльностью губернатора, и такие решения проводятся через региональный парламент без проблем». Бывший губернатор Красноярского края, а ныне депутат Госдумы Валерий Зубов сказал «НИ», что парламентариям, которые предлагают подобные инициативы, «просто делать нечего». «Я думаю, что никаких материальных льгот не должно быть», – заявил он «НИ».

А экс-глава Нижегородской области, ныне член Федерального политсовета СПС Борис Немцов был еще более лаконичен. «Мне как экс-губернатору ничего от них не надо, – сказал он «НИ». – Потому что депутаты считают, что если они что-то дали, то они всю жизнь потом будут требовать лояльности». Вместе с тем г-н Немцов уверен, что на фоне отмены льгот для пенсионеров увеличение привилегий для бюрократии выглядит кощунственно.

Эксперты считают, что пример введения пенсионных льгот региональным начальникам подали депутаты Госдумы, позаботившиеся о гарантиях экс-президенту России Борису Ельцину. И большинство льгот попросту копируются с федерального закона.

Если губернатор нуждается…

В итоге похожие привилегии теперь имеются не только у градоначальников двух российских столиц, но и, например, у президента Татарстана: пожизненная госдача, охрана, правовая защита, бесплатная спецсвязь и весь остальной набор льгот. Любопытно, что и после смерти бывшего главы республики членам его семьи предоставляется право на пользование служебным автотранспортом. Также за ними сохраняется право на бесплатное медицинское обслуживание. Президенту Кабардино-Балкарии после ухода со своего поста помимо прочего предоставляется еще и право содержать за счет средств республиканского бюджета аппарат помощников. Бывший глава Дагестана имеет право на ежемесячное пожизненное денежное содержание в размере 75% от суммы месячного денежного вознаграждения. Плюс традиционный набор: пожизненная дача, охрана, связь… За бывшим главой республики и членами его семьи сохраняется право на медицинское обслуживание, которым они пользовались на момент прекращения полномочий председателя Госсовета. В случае острой «нужды» бывшему губернатору Рязанской области и членам его семьи предоставляется «жилое помещение».

В октябре 2004 года челябинская пресса писала о том, что депутаты областного парламента сразу в трех чтениях приняли закон «О губернаторе Челябинской области». Отмечалось, что в новом законе были четко прописаны гарантии, которые глава региона получит в случае ухода в отставку. Кроме всего вышеперечисленного, экс-губернатор сможет также бесплатно пользоваться служебной машиной.

В Омской области местные депутаты также предусмотрели для губернатора области определенные пенсионные льготы. Леонид Полежаев после отставки сможет получать пенсию в размере 50% от оклада, бесплатные коммунальные услуги, бесплатный автомобиль с бесплатным же техобслуживанием. Кроме того, ему положена охрана за счет областного бюджета и возможность раз в год бесплатно съездить с семьей в санаторий. На Камчатке губернатор после ухода на заслуженный отдых также имеет право на ежемесячную доплату к пенсии, обе выплаты должны составлять 75% от зарплаты, которую глава области получал на своем посту. В Карелии глава республики после выхода в отставку будет получать 80% от своей заработной платы в случае, если выйдет на пенсию, и 50%, если продолжит работать. И этот список можно продолжать.

Чаще всего о пенсионных льготах начинают задумываться губернаторы-старожилы. Их карьера близка к завершению, так что после губернаторского кресла им останется лишь внуков нянчить да на рыбалку ходить. Они не связаны опасениями насчет возможных негативных последствий. «Для действующих и желающих продолжить свою карьеру лидеров это может быть не самый лучший имиджевый ход, – полагает Оксана Гончаренко. – Те же, кто находится на своем посту порядка 10–15 лет, понимают, что в любом случае им придется передать власть преемнику».

Место преемника

Однако никто из губернаторов не застрахован от того, что новый глава региона однажды не отменит все льготы. Так, к примеру, в прошлом году вступивший в должность главы Калининградской области Георгий Боос в поисках популярности сразу отменил привилегии своих предшественников. «Дополнительные выплаты – это деньги налогоплательщиков, жителей области, которые я не считаю возможным расходовать на содержание бывших чиновников», – так он обосновал свою инициативу. Теперь сотрудники областной администрации, депутаты и работники Думы при выходе на пенсию не будут получать в течение года полную заработную плату ежемесячно, а также все надбавки к пенсии. А бывшие губернаторы, кроме того, лишаются одноразового вознаграждения, охраны и служебного автомобиля с водителем. Таким образом надбавок лишили экс-губернаторов региона Юрия Маточкина, Леонида Горбенко и Владимира Егорова. Что называется, не повезло. Впрочем, г-н Боос стал губернатором недавно, и, быть может, однажды какой-нибудь калининградский депутат позаботится и о его спокойной старости…

"