Posted 31 октября 2010,, 21:00

Published 31 октября 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 06:42

Updated 8 марта, 06:42

Откатались

31 октября 2010, 21:00
Жестко наказывать тех, кто наживается на государственных закупках, потребовал Дмитрий Медведев. В Уголовном кодексе появится отдельная статья, карающая чиновников за хищения средств из государственной казны. В Федеральной антимонопольной службе (ФАС) сейчас готовят соответствующие законодательные поправки. Масштабы бюр

Тему наведения порядка в системе государственных закупок Дмитрий Медведев поднял на совещании по контролю за выполнением поручений. «Надо самым строгим образом разбираться с теми, кто причастен к воровству при госзакупках, и сажать в тюрьму, – заявил президент. – Другого выхода нет». При этом Медведев посетовал, что «у нас, в отличие от других стран, нет смертной казни за это». «Иногда считают, что это помогает, – отметил глава государства. – Но то, что за такие правонарушения должны следовать длительные сроки заключения, ни у кого сомнений вызывать не должно».

Нельзя сказать, что воровство чиновников находилось вне поля зрения сотрудников ФАС. Еще в июне этого года на заседании президиума Совета по борьбе с коррупцией ФАС предложила дополнить Уголовный кодекс РФ статьей, которая бы предусматривала уголовное наказание за нарушения при государственных закупках. По словам начальника управления контроля за размещением государственного заказа Михаила Евраева, сейчас составы преступлений, имеющих отношение к госзаказу, – это превышение должностных полномочий, мошенничество и дача взятки.

Одним из катализаторов привлечения внимания к теме воровства чиновников стали слишком дорогие медицинские томографы, которые закупались в рамках правительственной программы. Летом нынешнего года на видеоконференции Дмитрия Медведева очень удивило, что цены на медицинские аппараты, закупаемые в разных российских регионах, колебались от 50 до 80 млн. рублей. В ходе проверки выявились еще более удивительные факты. Оказалось, что цена одного прибора от производителя составляла от 16 млн. рублей. Однако чиновники из Самарской и Курской областей почему-то предпочли покупать эти устройства втрое дороже – по 50 млн. рублей. Ростовские же чиновники умудрились потратить на один томограф рекордные 90 млн. рублей! А столь нелепый ларчик открывался довольно просто: в результате такой сделки прибыль посредников превышала реальную стоимость самого медицинского прибора. Дмитрий Медведев назвал подобные случаи «хамским воровством государственных денег». По его словам, нигде прибыль посредников не измеряется сотнями процентов.

Возмущен гигантскими размерами воровства в системе государственных закупок президент России оказался и в этот раз. Начальник Контрольного управления президента Константин Чуйченко сообщил, что «в данный момент на рынке закупок для государственных и муниципальных нужд расходуется до пяти триллионов рублей бюджетных средств». Из них – 1 трлн. рублей разворовывается недобросовестными чиновниками и коммерсантами. «Это что означает, если выражаться простым русским языком: то есть объем воровства можно снизить на триллион рублей?» – задал президент почти риторический вопрос.

Безобразия выявились и в сфере закупки топлива. Константин Чуйченко в качестве примера привел цену на бензин Аи-92 – от 18 до 26 рублей за литр, «что дороже, чем на бензоколонках». «Особенно дорогие закупки встречаются в Москве, где рядом нефтеперерабатывающий завод», – добавил г-н Чуйченко. Дмитрий Медведев поручил проверить, почему происходит так, что в одном регионе государственные структуры покупают бензин с разницей до 30%. «Мы понимаем, куда эти 30 процентов идут», – намекнул президент

Председатель комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Госудмы Павел Крашенинников поддерживает предложения об ужесточении наказания за подобные деяния. «В первую очередь все это должно быть прописано и регламентировано и во вторую очередь установлена ответственность, – пояснил «НИ» депутат. – Причем ответственность должна быть как гражданская, так и уголовная. Я не сторонник того, чтобы большое количество людей сажать в тюрьму, но если существует правовая обязанность, то должна существовать и ответственность: и в виде огромных штрафов, и в виде лишения свободы». Главное, по мнению парламентария, – чтобы это было эффективно и обязательно носило превентивный характер.

А вот другие эксперты сомневаются в эффективности ужесточения наказания в отношении проворовавшихся чиновников. По мнению руководителя фонда «Индем» Георгия Сатарова, это очередная попытка залатать дыры, «припудрить нарыв, в то время когда болен весь организм». «Главная причина роста коррупции в нашей стране в последние годы – утрата внешнего контроля над бюрократией, – объяснил «НИ» эксперт. – Утрачен политический контроль, который возможен при политической конкуренции. Существенно ограничено влияние общественных организаций и СМИ. И пока эти причины не будут устранены, ничего не изменится. Главное ведь не тяжесть наказания, а его неотвратимость».

"