Posted 31 октября 2005,, 21:00

Published 31 октября 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:18

Updated 8 марта, 09:18

«Вопрос о его аресте был решен заранее»

31 октября 2005, 21:00
На днях в Мордовии с открытым письмом к властям республики выступил коллектив единственной оппозиционной газеты «Мордовия сегодня». Журналисты обвинили власть в политическом преследовании главного редактора Анатолия Сардаева. Недавно г-н Сардаев был арестован, но после недельной голодовки отпущен с подпиской о невыезде

Конфликт между Анатолием Сардаевым и республиканскими властями начался еще в 2003 году на выборах главы Мордовии. Журналист выдвинул свою кандидатуру, но получил отказ в регистрации. После этого Анатолий Сардаев, как депутат Госсобрания республики, подписал запрос в Генпрокуратуру, где интересовался законностью предоставления местными властями налоговых льгот коммерческим структурам.

Спустя несколько недель против редактора возбудили уголовное дело сразу по ряду статей УК РФ: «присвоение и растрата», «злоупотребление служебными полномочиями», «служебный подлог». В вину журналисту были поставлены прегрешения, якобы совершенные им в бытность начальником республиканской почты.

В редакции возглавляемого Сардаевым еженедельника корреспонденту «Новых Известий» рассказали, что уголовному преследованию не столь давно подвергся и журналист «Мордовии сегодня» Андрей Еремкин. После выхода публикации «Меркушкин должен уйти в отставку» (Николай Меркушкин – президент Республики Мордовия. – «НИ») репортер был осужден на несколько лет за хранение взрывчатых веществ. Впрочем, в администрации республики утверждают, что г-н Еремкин уже «давным-давно дома».

Рассказывая о мощнейшем прессинге, который им довелось ощутить в последнее время, журналисты оппозиционного издания просят не называть их имен. По их словам, в Саранске среди бела дня сносили киоски, где продавалась ненавистная властям газета. Издание лишилось и львиной доли подписчиков: как утверждают в редакции, в период подписной кампании почтовики говорили людям, что газета закрылась, а уже подписавшимся предлагали написать отказ.

Сам Анатолий Сардаев жалуется, что ему уже второй год не дают жить спокойно: бесконечные обыски с автоматчиками, звонки из прокуратуры, ежедневные повестки и допросы. По словам опального редактора, его родственников также не оставляют в покое.

Коллектив еженедельника на днях был вынужден выступить с открытым письмом, в котором прямо утверждается, что преследования Анатолия Сардаева носят исключительно политический характер. «Мы уверены, что вопрос его ареста был решен заранее, и суд, постановив взять А.Сардаева под стражу, руководствовался не нормами закона Российской Федерации, а звонком от руководства республики, – говорится в обращении. – Арест мы расцениваем как попытку республиканских властей, в адрес которых учредитель и главный редактор нашего еженедельника позволял себе критику, устранить его».

В феврале этого года Сардаев опубликовал в еженедельнике открытое письмо президенту Путину, в котором заявил, что «Мордовия существует вне общероссийского правового поля».

В администрации Мордовии категорически отвергают все обвинения в свой адрес. «Это же чепуха какая-то, – заявил в интервью «НИ» начальник информационно-аналитического управления республиканской администрации Николай Еналеев. – Сами подумайте: районный суд Сардаева арестовывает, а Верховный суд Мордовии выпускает. Глава республики с районным судом, по-вашему, что-то делает? Логичнее предположить, что, наверное, руководство республики работало бы с Верховным судом. Я считаю, что в письме факты передернуты. Обвинять руководство республики в аресте Сардаева нет никаких оснований».

Однако в этой истории есть еще одно любопытное обстоятельство. Незадолго до ареста Сардаева еженедельник написал о скрытом местными правоохранителями ДТП, в котором погибла девушка. Одним из участников и, возможно, виновником ДТП был автомобиль сына главы Мордовии Алексея Меркушкина.



Президент Фонда защиты гласности Константин СИМОНОВ:

Мордовия – республика, где власть полностью контролирует информационное поле. К сожалению, в этом смысле она сегодня ничем особенным не отличается от других регионов России. В принципе, правила оппонирования и поддержки власти в Мордовии уже достаточно жестко установлены. Поэтому можно сказать, что и оппозиция в республике тоже назначенная, или, по крайней мере, ее оппозиционность власть устраивает. В данном случае судебные преследования главного редактора могут быть и не связаны напрямую с информационной деятельностью газеты. Но, с другой стороны, когда на общем фоне появляется что-то более или менее протестное, то это само по себе вызывает раздражение власти.
Когда Сардаев был арестован, наш фонд обратился к полпреду Кириенко с просьбой проверить, насколько этот конфликт связан с деятельностью издания. Вот что мы писали: «Из сообщений СМИ не ясно, совершение какого рода преступлений инкриминируется Сардаеву. Но, судя по тому, что ранее он находился под подпиской о невыезде, вряд ли это какое-то тяжкое преступление. Кроме того, вызывает удивление тот факт, что человека, перенесшего операцию, взяли под стражу как насильника или убийцу». Какое-то влияние наше обращение, видимо, оказало. Но сказать, что мы понимаем, что точно там происходит, было бы неверно. Судя по тому, что его выпустили под подписку о невыезде, информационная составляющая этого конфликта невелика. Хотя, может быть, Сардаев просто не согласовал с администрацией степень критичности своих выступлений.

"