Posted 30 сентября 2007,, 20:00

Published 30 сентября 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:39

Updated 8 марта, 08:39

Бьют рублем

30 сентября 2007, 20:00
Две недели назад суд впервые присудил компенсацию в миллион рублей Галине Минеевой за гибель ее сына, солдата-срочника. Этот пример дал надежду другим людям, чьи дети не вернулись со службы. В октябре российские суды рассмотрят сразу несколько исков родных погибших солдат к государству. Родители выпускника университета

Москвич Владимир Осетров уходил в армию на год в июне 2004 года после окончания университета. Служить ему выпало в Подмосковье, недалеко от дома. В части солдату с высшим образованием поручили работать за компьютером. Именно на рабочем месте его и забили до смерти вечером 9 апреля 2005 года трое пьяных сослуживцев. Интересы родителей погибшего солдата представляет в суде фонд «Право матери». Как рассказала «НИ» председатель фонда Вероника Марченко, сослуживцам Владимира Осетрова не понравилось, что он «слишком умный, слишком москвич, и, вообще, служит год, а не два, как все».

Потом было пять судебных процессов, потому что военная прокуратура всячески пыталась замять дело. Наконец, в октябре 2006 года двоих убийц приговорили к 8,5 и 9 годам строгого режима. Третий участник преступления был оправдан – его адвокаты убедили суд, что он сам никого не бил, а просто стоял и смотрел. Теперь родители Владимира Осетрова требуют взыскать с гарнизонной военной прокуратуры города Королев, сотрудники которой затягивали дело, миллион рублей компенсации морального вреда. Процесс начнется в середине месяца в Тверском райсуде Москвы. Это уже второй случай, когда в качестве суммы иска фигурирует миллион рублей. Как писали «НИ», две недели назад миллион рублей у государства отсудила Галина Минеева, сын которой погиб в Чечне, причем не от рук боевиков, а по вине командира соседней воинской части, нарушившего порядок установки минного заграждения.

Всего в Чечне, по официальной статистике, с 1999 года погибли 3647 военнослужащих Минобороны, в том числе за восемь месяцев этого года – 44 человека. Иск родителей убитого в Чечне Евгения Брагина рассмотрит завтра Пресненский райсуд столицы. Солдат погиб в июле 2003 года, когда группа военнослужащих попала в засаду. Всего тогда были убиты девять человек, и еще шесть получили ранения. Прокуратура Объединенной группировки войск возбудила по этому случаю уголовное дело, однако оно до сих пор не расследовано. Зато известно, что солдат отправили без сопровождения бронетехникой, из-за чего те не смогли организовать надлежащую оборону. Поэтому родители Евгения Брагина считают виновниками гибели своего сына командование воинской части № 44822, в которой он служил.

Самой частой причиной гибели солдат, по статистике Минобороны, являются самоубийства. За первые восемь месяцев нынешнего года из 305 погибших военнослужащих покончили с собой 165. Погибший в августе 2006 года Павел Чуйков по официальной версии также считается самоубийцей. Однако родители парня считают, что их сына убили. Следствие выяснило, что над солдатом регулярно издевались старослужащие. Завтра процесс по этому делу продолжится в Ростовском гарнизонном военном суде. А обидчик Игоря Андреева рядовой Ромадов, который вымогал у него деньги и довел парня до самоубийства, уже осужден на полтора года дисбата. Теперь мать Игоря Андреева требует от войсковой части № 1005 компенсации морального вреда. Процесс начнется 15 октября в Тверском райсуде Москвы. Тем временем мать покончившего с собой солдата Тульской воздушно-десантной дивизии Сергея Белокопытова через суд будет добиваться, чтобы сына признали погибшим «при исполнении обязанностей военной службы». По словам Вероники Марченко, это необходимо, чтобы женщина получила право на единовременную выплату в размере 120 окладов (примерно 150 тыс. рублей) и в дальнейшем могла пользоваться льготами по оплате жилья и коммунальных услуг.

МАРШЕМ ДО «УКРАИНЫ»

На Антипризывной марш в Москве, который состоялся в минувшую субботу, пришли около 70 человек, в основном члены движений «Оборона», «Свободные радикалы», АКМ, комитета Антивоенных действий, активисты Объединенного гражданского фронта, московского отделения СПС, «Яблока», а также «Трудовой России». Участники акции пытались агитировать стоявших в оцеплении солдат-срочников. «Пора уже оружие в другую сторону повернуть», – говорили они. Впрочем, солдатики стояли без оружия и на эти призывы не реагировали. Дежурившие рядом сотрудники милиции просили «не мешать работать». Выступавшие требовали остановить облавы на студентов, отменить призыв и перевести армию на контрактную основу, что, по их словам, поможет «устранить огромный пласт коррупции в военкоматах» и решить проблему дедовщины. Лидер «Трудовой России» Виктор Анпилов, вооружившись Конституцией, громко зачитал статью 59, в которой говорится, что гражданин России имеет право на альтернативную гражданскую службу. «Есть Конституция, вы ее написали, будьте добры, соблюдайте», – обратился г-н Анпилов к властям. Лидер фракции «Солдатские матери» в партии «Яблоко» Светлана Кузнецова говорила о том, что военные упоминают лишь о погибших солдатах в армии, но никто не говорит о тех, кто вернулся из армии покалеченными. «20 тыс. комиссованных, 8 из них психически не здоровы», – сказала правозащитница. Также она предложила, чтобы «похоронку подписывал лично министр обороны и Верховный главнокомандующий». После окончания первой части митинга сторонники отмены призыва двинулись вдоль набережной в сторону Белого дома. Но пройтись маршем участникам акции позволили только до гостиницы «Украина».

Марьям МАГОМЕДОВА

"