Posted 31 августа 2011,, 20:00

Published 31 августа 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 05:57

Updated 8 марта, 05:57

Многоголовый демонстрант

Многоголовый демонстрант

31 августа 2011, 20:00
Вчера на Триумфальной площади в Москве вновь состоялся несанкционированный митинг движения «Стратегия-31». Месяц назад оппозиционеры провели акцию в форме сидячей забастовки, и полиция не препятствовала этому в течение без малого двух часов. На этот раз опыт было решено повторить, однако поначалу неудачно. Когда участн

Оппозиционеры с некоторых пор считают форму сидячих забастовок наиболее удачным форматом проведения протестных акций. Они сравнивают себя с Махатмой Ганди: нужно просто сидеть и не противиться злу, когда начинаются задержания. Но, несмотря на все заверения «Стратегии-31», что она хочет только мира, полиция, как всегда, заранее предупредила: несогласованную акцию будут пресекать. Это нужно «для обеспечения безопасности москвичей и гостей столицы», утверждали сотрудники правоохранительных органов. Хотя и обещали: «Если собравшиеся на Триумфальной не будут провоцировать полицию, задерживать никого не будут».

С самого утра площадь усиленно охраняли. По официальным данным, за порядком на Триумфальной следили в течение дня более 1,5 тыс. полицейских. Напомним, акции «Стратегии-31» власти не согласовывают еще и под предлогом проведения на площади реконструкционных работ. Однако этому по-прежнему не верят. «Это же не лондонское буйство. Мы третий год проводим собрания, и ни одного стекла не разбили. Нам всегда говорят, что мы будем мешать прохожим, что там копают уже второй год, но все это вранье», – заявил «НИ» один из инициаторов «Стратегии-31» Эдуард Лимонов.

Если в столице вчерашнюю акцию на Триумфальной можно назвать одной из многих, то в городе на Неве у Гостиного Двора она стала знаковой. Это была первая акция в защиту Конституции, которую провели после ухода с поста градоначальницы Валентины Матвиенко. Оппозиционеры заранее подготовились к ней, написав обращение к новому губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко. «От оргкомитета мы в понедельник направили ему обращение с предложением начать отношения с чистого листа. Ответа пока не последовало, но я думаю, по действиям ОМОНа и полиции примерно можно получить себе представление о том, какой он», – рассказал «НИ» один из организаторов «Стратегии-31» в Санкт-Петербурге Андрей Дмитриев. Активист пояснил, что, несмотря на смену власти в городе, цели и требования у митингующих остались прежние: защита свободы мирных собраний.

С теми же требованиями выступили участники акции и в Москве. В том, что сидеть им на этот раз не дадут, стало ясно сразу. В 18.00 на Триумфальной собрались человек 150. Многие из них пытались «приземлиться», но полиция оттесняла их, требуя, чтобы они освободили проход по площади. Наибольшие скопления публики наблюдались вблизи Концертного зала Чайковского, там же – то на тротуаре, то на проезжей части – предпринимались и попытки «посадки». Сплошь – безуспешные. Наиболее активных без церемоний препровождали в по традиции подогнанные к площади автобусы. Крики «Позор!» полицию, разумеется, не останавливали.

Минут через 40 казалось, что акция вскоре иссякнет: активисты в большинстве своем уже были задержаны, остальные рассосались по мелким группкам, из которых доносились призывы к свободе, довольно быстро пресекавшиеся. И тут со стороны Тверской улицы появилось нечто. На первый взгляд оно напоминало гигантскую сумку, в которую погрузили людей так, что из нее торчали лишь головы. При ближайшем рассмотрении оказалось, что девять человек накрылись огромной клеенкой белого цвета, в которой заранее прорезали отверстия для голов. Толщина этого защитного покрова была такой, что разрывы исключались. Взять кого-то поодиночке из этого монолита невозможно. На это и рассчитывали оппозиционеры, дружно, как по команде, усевшись на углу Тверской и Садового кольца. Что с ними делать, полиция, похоже, не понимала. Попытки разрезать, расчленить, да просто поднять эту плотную массу могли привести к тому, что в центре города образовалось бы человеческое месиво. Это никому не было нужно. К моменту подписания этого номера «НИ» в печать участники акции из-под клеенки, не скрывавшие гордости собственной изобретательностью, продолжали сидеть.

"