Posted 31 июля 2005,, 20:00

Published 31 июля 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:23

Updated 8 марта, 09:23

Слишком мягко сказано

Слишком мягко сказано

31 июля 2005, 20:00
Вчера комиссар Совета Европы по правам человека Альваро Хиль-Роблес представил российским правозащитникам свой доклад, написанный по итогам его прошлогодних поездок по нашей стране. Доклад правозащитникам не понравился. По их мнению, он получился «слишком мягким и политкорректным». Истинная ситуация, на их взгляд, гора

Комиссар Совета Европы по правам человека Альваро Хиль-Роблес год назад пробыл в нашей стране 28 дней, посетил более 20 регионов, включая Чечню, и провел свыше 100 встреч с политиками, чиновниками и правозащитниками. Вчера в Высшей школе экономики доклад в присутствии автора обсуждали российские правозащитники. По большей части они его ругали.

Председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева назвала доклад «слишком мягким и политкорректным», а отношение власти к гражданам – «гораздо более безобразным, чем описано в докладе». По ее мнению, высокому гостю из Европы просто многого не показали. Член Независимого экспертно-правового совета Сергей Пашин считает, что «доклад отражает рябь на воде, но не вскрывает, какие рыбины вызывают эту рябь». Между тем пытки и выбивание признаний давно уже стали частью судебной технологии, а доля оправдательных приговоров составляет лишь 0,7%. Причем, как правило, оправдательные приговоры выносятся лишь по делам частного обвинения, например, когда соседи жалуются друг на друга.

Правозащитник Валерий Борщев остался недоволен тем, что в докладе ничего не говорится о закрытости мест лишения свободы, а в рекомендациях – о скорейшем принятии закона «Об общественном контроле». А президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов высказал сожаление, что Альваро Хиль-Роблес не заметил «родовой признак нашей прессы – то, что она изначально вовсе не предназначалась для информирования граждан». Только председатель Союза комитетов солдатских матерей Валентина Мельникова оценила доклад в целом позитивно: «Когда официальное лицо на международном уровне фиксирует нарушения прав человека в вооруженных силах, военные уже не могут этого отрицать и уклоняться от дискуссии».

Сам Альваро Хиль-Роблес в ответ на замечания правозащитников заявил, что попытался передать в докладе то, что увидел и услышал, но туда поместилось, конечно же, далеко не все. Однако собравшихся эти объяснения не удовлетворили. А председатель совета центра «Мемориал» Олег Орлов в заключение пообещал, что правозащитники к сентябрю подготовят собственные рекомендации по улучшению ситуации с правами человека. Потом документ будет направлен Уполномоченному по правам человека Владимиру Лукину и председателю Совета по развитию институтов гражданского общества при президенте РФ Элле Памфиловой, которые проигнорировали вчерашнее мероприятие.



ЧТО УДИВИЛО АЛЬВАРО ХИЛЬ-РОБЛЕСА В ТЮРЬМАХ

«Я был озабочен и изумлен тем, что в большинстве изоляторов временного содержания, где я побывал, лица, содержащиеся под стражей, не получают ни матраса, ни спального белья. Вдоль стены напротив входа возвышается платформа, которая служит и постелью, и стулом, и столом».

«В Хабаровском СИЗО я посетил штрафной изолятор. Когда я попросил открыть камеру, то увиденное меня просто шокировало. Это была тесная комната с окошком, через которое не проходил ни воздух, ни свет. Стены были грязные, покрытые плесенью и влагой. Унитаз был открыт, ничем не отделен, и от него исходил резких запах. На полу сидел заключенный, который рассказал мне, что у него есть право на душ раз в неделю и на прогулку час в день на дворе, но ее заменили прогулкой по крыше, поскольку не хватало охранников».

В АРМИИ

«Жизнь молодого солдата сопровождается издевательствами, унижением и насилием. Молодые призывники обязаны подчиняться приказам, прихотям и желаниям тех, кто служит дольше. У них постоянно воруют личные вещи, вымогают деньги и сигареты. Их лишают пищи, мешают спать ночью или будят посреди ночи для совершения ритуалов – бессмысленных и унизительных. Любой отказ или нежелание подчиняться сразу же жестоко наказывается избиением, после чего солдат заставляют выполнять еще более унизительные действия».

В ЖИЗНИ

«Ликвидация натуральных льгот означает рост социальной незащищенности. Денежное пособие, предусмотренное в качестве компенсации, крайне мало, а его индексация с учетом роста стоимости жизни не предусматривается. Уязвимые группы населения выпали из системы эффективного медицинского обслуживания либо потому, что у них нет денег, либо потому, что они не могут ждать днями и ночами бесплатной консультации врача».

"