Posted 30 июня 2014,, 20:00

Published 30 июня 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:24

Updated 8 марта, 04:24

Преступление без потерпевших

Преступление без потерпевших

30 июня 2014, 20:00
Вчера Московский городской суд отклонил апелляционную жалобу оппозиционера Константина Янкаускаса, в которой он просил смягчить выбранную в отношении него меру пресечения в виде домашнего ареста. Сторонники политика считают его уголовное преследование политически мотивированным.

Под домашний арест депутата муниципального района Зюзино, научного сотрудника РАН Константина Янкаускаса посадили еще 11 июня – в день официального объявления выборов в Мосгордуму. Планировавший принять участие в кампании в качестве кандидата соучредитель «Партии 5 декабря» теперь такой возможности лишен: из-за правовой коллизии даже содержащиеся в СИЗО арестанты могут подавать в избирком документы на выдвижение через представителей, а вот «домашники» – нет. Янкаускасу предъявлено обвинение в мошенничестве с пожертвованиями для избирательной кампании Алексея Навального, который в прошлом году баллотировался на пост мэра российской столицы.

Дело Янкаускаса вызвало общественной резонанс, ходатайства с просьбой освободить его под подписку о невыезде подписали депутаты Госдумы Дмитрий Гудков и Илья Пономарев, а также 12 муниципальных депутатов из разных районов Москвы. Но это не повлияло на настроение Мосгорсуда, который в понедельник признал законным решение Пресненского районного суда о помещении оппозиционера под домашний арест.

Как рассказала «НИ» супруга Янкаускаса Ольга Горелик, надежду на благоприятный исход в заседании сторона защиты не испытывала: «Мы понимали, что Константина не выпустят до тех пор, пока у него остается время для участия в выборах». «За все время домашнего ареста никаких следственных действий не проводилось, – продолжает г-жа Горелик. – Нарушено его конституционное право быть избранным и права избирателей».

Адвокат коллегии «Московский юридический центр» Сергей Панченко, защищающий политика, утверждает, что пока ни о каких потерпевших по делу о якобы хищении средств избирательного фонда Навального ничего не известно. «Преступление существует только в воображении следствия. Это попытка устранить Янкаускаса от политической деятельности, а не правосудие, – заявил адвокат «НИ». – Никаких сведений о том, что обвиняемый может скрыться или повлиять на свидетелей, в материалах дела нет. Поэтому избрание в данном случае меры пресечения в виде домашнего ареста противоречит позиции Верховного суда».

Г-н Панченко сообщил, что его подзащитному запрещено покидать квартиру, поэтому прогулки на свежем воздухе и посещение бутиков, как это дозволялось известной фигурантке дела о хищениях в Минобороны Евгении Васильевой, в случае с оппозиционером исключены. Адвокат в ближайшее время намерен обратиться с жалобами в президиум Мосгорсуда и Европейский суд по правам человека. Если последний вынесет решение в пользу Янкаускаса, это будет основанием для отмены выборов в Мосгордуму, в которых он лишился возможности принять участие.

Ранее партии «Яблоко» и КПРФ отказались официально поддержать Янкаускаса и выдвинуть его в Мосгордуму. Сторонники политика тем временем организуют уличные акции в его защиту. Сегодня вечером у станции метро «Нахимовский проспект» должен состояться согласованный с местными властями митинг солидарности с находящимся под арестом оппозиционером.

Напомним, по версии следствия, в 2013 году соратники и близкие знакомые экс-кандидата на пост мэра Москвы Алексея Навального перечислили по одному миллиону рублей на его избирательный счет, а затем через Интернет обратились к пользователям с призывом о добровольном пополнении своих электронных кошельков с целью возмещения перечисленных денежных средств. Всего было собрано более 10 млн. рублей. По утверждению Следственного комитета, Янкаускас, а также предприниматель Владимир Ашурков и доверенное лицо Навального Николай Ляскин собранные средства похитили. При этом сам Навальный считает уголовное дело в отношении своих соратников сфабрикованным и утверждает, что ни одного пожертвованного избирателями рубля не пропало.

"