Posted 31 мая 2015,, 21:00

Published 31 мая 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:49

Updated 8 марта, 03:49

Неудобная норма

Неудобная норма

31 мая 2015, 21:00
Основной закон страны имеет приоритет над международными нормами, если он лучше защищает баланс прав и интересов человека, и в спорных случаях Россия оставляет за собой право принятия окончательного решения, заявил председатель Конституционного суда (КС) Валерий Зорькин. Эксперты называют подобные утверждения противоре
Сюжет
Суды

На V Петербургском международном юридическом форуме Валерий Зорькин заявил: «Участие России в международных соглашениях и конвенциях означает лишь то, что Россия добровольно возлагает на себя обязательства, перечисленные в этих международных документах. И оставляет за собой суверенное право окончательных решений в соответствии с Конституцией РФ в случае спорных моментов или правовых коллизий».

Глава КС признал, что в Конституции, а именно в ее статье 15, записано, что международные соглашения являются частью правовой системы России и в случае, если международным договором предусмотрены иные нормы, чем закрепленные в национальном законе, применяются нормы международного договора. Однако в силу верховенства Конституции РФ в системе российских правовых актов, «международные правоустановления должны интерпретироваться как конкретизация положений Конституции» и «не могут быть применены, если выходят за пределы заложенного в Конституцию правового смысла».

«Я считаю, что участие России в различных международных конвенциях и соглашениях глобального и регионального уровня никак не означает делегирования на этот уровень той или иной части государственного суверенитета России», – заключил г-н Зорькин, приведя в пример ООН, которая создавалась именно на основе объединения наций, а не передачи их суверенитетов.

«Действительно, в конституциях большинства стран положений о приоритете международного права, подобных нашему, просто нет. Например, в основных законах США и Китая прямо закреплен приоритет внутреннего законодательства над международным», – сказал «НИ» адвокат Дмитрий Аграновский. Однако, по его словам, это не мешает им исполнять международные соглашения. «Очевидно, что спор сейчас вертится по поводу выполнения некоторых решений Европейского суда по правам человека (в том числе по многомиллиардному иску акционеров ЮКОСа к России. – «НИ»). Однако если убрать из нашей Конституции норму о приоритете международного права, ровным счетом ничего не изменится. Насколько я знаю, ни в одной стране Европы приоритета международного права нет, но все решения Европейского суда аккуратно выполняются», – добавил юрист.

«Большинство государств делают так: если их законодательство лучше защищает права и свободы, тогда они в первую очередь руководствуются своим законодательством. Но это не значит, что в отношении любых международных договоренностей страна оставляет за собой право решения», – пояснила «НИ» профессор кафедры конституционного и административного права ВШЭ Елена Лукьянова. Она напомнила, что присоединение страны к международным соглашениям происходит добровольно и с предварительным тщательным анализом, в том числе и на соответствие Конституции. «Когда страна не уверена, что сможет соблюдать ту или иную часть международного договора, она может его принять с какой-либо оговоркой. Также государство может международный договор денонсировать. Но когда договор является полностью ратифицированным, говорить о том, что приоритет остается за Конституцией и российским законодательством, нельзя. Такие заявления, на мой взгляд, противоречат самой Конституции», – отметила г-жа Лукьянова.

Напомним, что ранее в пользу приоритета национального права над международным неоднократно высказывался глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин. По его мнению, необходимо внести соответствующие поправки в российскую Конституцию, а КС наделить правом проверки конституционности положений международного права.

"