Posted 31 мая 2010,, 20:00

Published 31 мая 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 07:09

Updated 8 марта, 07:09

Посол Малайзии Мохамад Хализ

Посол Малайзии Мохамад Хализ

31 мая 2010, 20:00
Недавно на редакционной летучке «НИ» побывал Чрезвычайный и Полномочный Посол Малайзии в России Мохамад Хализ. Он рассказал много интересного о стране, которую почти не затронул мировой экономический кризис. Но нашу беседу мы начали с традиционного вопроса.

– Господин посол, вы читаете российскую прессу? Как вы ее оцениваете?

– Посольство в ежедневном режиме изучает российскую прессу. К сожалению, я читать по-русски не могу. Быть в курсе событий, происходящих в России, мне помогают переводчики. Сам я читаю иностранные газеты – интересно сравнивать, что пишут о России там и что – здесь. Но я всегда рад встретиться лично с представителями российской прессы, которая сегодня очень динамично развивается, прогресс очевиден. Кстати, тот же процесс наблюдается и в Малайзии. Когда малайзийской прессе предоставили больше свобод и возможностей, она стала более открытой и информативной, журналисты стараются отвечать требованиям времени и ожиданиям своих читателей – быть объективными и независимыми в своих оценках происходящего в стране, в азиатском регионе и в мире.

– Вы представляете интересы Малайзии только в России?

– Еще в моем ведении Беларусь, Армения. До недавних пор была Грузия, но после известных событий в Южной Осетии уже нет…

– И к кому «перешла» Грузия?

– К нашему послу на Украине. Это была не наша инициатива, просьба поступила от грузинской стороны.

– Приближается лето – пора отпусков, и многие россияне отправятся открывать для себя новые страны. Наши люди очень любят яркую азиатскую экзотику, поэтому давно и активно ездят к вашим соседям – в Таиланд и Сингапур. Малайзия пока не входит в число самых посещаемых россиянами стран. Планируете ли вы привлекать больше туристов из России?

– Конечно, и власти страны делают для этого все возможное. Уже не первый год правительство и частный бизнес финансируют широкомасштабную маркетинговую кампания по продвижению Малайзии на российском рынке, и мы надеемся, что она принесет свои плоды в ближайшие годы. Главное – сделать туры в Малайзию более доступными, потому что пока они стоят несколько дороже, чем у наших соседей. Сегодня поток туристов из России не такой большой, как хотелось бы: в прошлом году Малайзию посетили 29 тысяч российских туристов. И все-таки поток российских туристов к нам растет с каждым годом, чему я очень рад. (Для сравнения: в Таиланде побывало более 300 тысяч россиян, в Сингапуре – 90 тысяч. – Авт.). Один из главных привлекательных факторов в том, что для въезда в Малайзию на срок до 30 дней россиянам не нужна виза.

– А малайзийцам виза для въезда в Россию нужна?

– Да, нужна, но в этом году между нашими странами планируется подписать соглашение об упрощении визового режима для граждан Малайзии. Это был бы большой прорыв в наших взаимоотношениях, поскольку Малайзия рассматривает туризм не как одностороннее движение, а как способ наладить и развивать связи между людьми. Наши туристы тоже хотели бы посещать Россию чаще, ведь у вас так много памятников культуры и исторических мест, представляющих огромный интерес. В Малайзии почти нет информации о России, у нас очень мало знают о вашей замечательной стране и хотели бы знать больше.

– Сколько же малайзийских туристов приезжает в Россию ежегодно?

– Точных данных у меня нет, но примерно это 15 тысяч человек в год. Основные города для посещения – Москва и Санкт-Петербург.

– Вы сами ездите по России?

– Да, я уже видел Краснодар, Сочи, Волгоград, Казань, Красноярск и, конечно, Санкт-Петербург. Но во многих местах я еще не был. Мне очень интересны Сибирь и Дальний Восток – Владивосток, Хабаровск и другие города, говорят, там очень красивые места.

– По туристической мировой отрасли сильно ударил экономический кризис. А как туриндустрия и вообще экономика Малайзии переживает трудные времена и в каком состоянии находится сегодня?

– Кризис 2008–2009 годов, конечно, затронул нашу экономику и туризм в том числе, но не так серьезно, как кризис 1998 года, когда был действительно серьезный удар, особенно по банковской системе. Из нынешнего кризиса удалось выйти с меньшими потерями. Правительство предприняло ряд мер для восстановления национальной экономики. В частности, разработана специальная кредитная программа, в рамках которой компаниям и банкам, попавшим в затруднительное положение, была оказана финансовая помощь в размере 200 млрд. долларов. Экономический рост в стране вновь начался уже в конце 2009 года. Сейчас Малайзия постепенно выходит из кризиса: рост ВВП составляет 4,5%, к концу года ожидается увеличение до 6%.

– Сильно ли выросла за последние полтора года безработица в стране?

– Возможно, я вас удивлю, но в Малайзии нет безработицы как таковой – в западном понимании этого явления. Наш рынок рабочей силы живет по иным законам: в производстве у нас задействовано много дешевой рабочей силы из третьих стран – Индии, Пакистана, Бангладеш, Филиппин, в общей сложности 2 млн. иностранных рабочих. Определенные проблемы были на начальном этапе кризиса, когда сократился экспорт, от объемов которого очень зависит национальное производство. Но в целом безработицы из-за кризиса не было, как в Европе или России.

– Мы носим одежду и обувь известных европейских, американских брендов, но сделанную в Юго-Восточной Азии. Вся легкая промышленность давно выведена в азиатский регион, в том числе и в Малайзию. Что сейчас происходит с этим сектором экономики?

– Вывод производства в Малайзию имел смысл для европейских и американских компаний лет 10–15 назад. Сегодня нам сложно конкурировать с такими странами, как, например, Китай, где очень низкие зарплаты и компаниям выгоднее размещать там свои заказы. Поэтому Малайзия постепенно уходит с этого рынка и фокусируется на других, более перспективных направлениях – высокие технологии, электроника и электротехника, телекоммуникации.

– В каких сферах идет основной товарообмен между Малайзией и Россией?

– Малайзия покупает у России продукцию химической отрасли, черные и цветные металлы, изделия из стали, а продаем мы вам пальмовое масло и продукты питания, электронику и электро-технические изделия. Товарооборот с Россией составляет всего порядка 1,5 млрд. долларов в год. При этом общий внешнеторговый оборот Малайзии составляет уже 300 млрд. долларов ежегодно, страна занимает 19-е место в мире по объемам экспорта. Если сравнивать с другими странами, являющимися основными потребителями нашего экспорта – США, Сингапуром, Японией, Гонконгом, Великобританией, Таиландом и Германией, 1,5 млрд. – это, конечно очень мало. Убежден, что у торговых отношений между нашими странами огромный потенциал, он просто неисчерпаем.

– Какие основные статьи малазийского экспорта и импорта?

– Экспортируем электронику, компьютеры и электроприборы (почти половина всего экспорта, мы занимаем первое место в мире по производству электронных чипов и бытовых кондиционеров), нефть и нефтепродукты, пальмовое масло (также первое место в мире по производству), древесину и изделия из нее, натуральный каучук (третье место в мире по производству), текстиль. А ввозим машины и оборудование, химическую продукцию, продукты питания…

– …и оружие. Малайзия – один из крупнейших импортеров вооружений, в частности, российских. Какие перспективы у военно-технического сотрудничества между нашими странами?

– Да, мы активно закупаем вооружение для нашей армии и в России, и в других странах (в Китае, например), но объемы не так велики, как могут показаться. Малайзия – очень миролюбивая страна, как, впрочем, и весь юго-восточный регион, и у нас нет амбиций стать военной державой, или вступать в военные конфликты. Что касается закупок в России, то нас устраивает соотношение цены и качества, и мы планируем продолжать сотрудничество в этой сфере. Малайзия довольна российскими поставками, так, у нас есть эскадрилья самолетов Су и МиГов, мы очень довольны их характеристиками.

– Наверняка именно военным принадлежит заслуга в том, что Малайзии и соседним странам удалось взять под контроль ситуацию в Малаккском проливе, где в конце прошлого века активно действовали морские пираты и который считался одним из опасных мест для судоходства. Сегодня моряков терроризируют у берегов Африки сомалийские пираты, и пока мировое сообщество не знает, как решить проблему. Как вам удалось одолеть морских разбойников?

– Проблема действительно существовала, море всегда привлекало криминальные структуры и преступников. Малаккский пролив – очень важная морская артерия, соединяющая несколько стран, где ежегодно проходит 50 тысяч судов с различными грузами, это четвертая часть всех мировых морских перевозок. Чтобы обеспечить их безопасность, Малайзия совместно с Индонезией, Сингапуром и Таиландом организовала 24-часовое наблюдение и охрану пролива. Военные суда патрулируют воды пролива, а с воздуха контроль ведется военными самолетами и вертолетами, пролив достаточно хорошо защищен. Несмотря на это, и сегодня случаются мелкие инциденты, но все же захват крупных судов практически исключен.

– Малайзия – одна из немногих стран, где проводится этап чемпионата мира по автогонкам «Формула 1». Как вы добились права принимать у себя подобного уровня соревнования?

– У нас отлично развитая транспортная сеть, хорошие скоростные автомагистрали. Строительство современных дорог в стране началось еще 25 лет назад, хорошая транспортная инфраструктура – часть экономики, неотъемлемая часть успеха в бизнесе, и поэтому правительство всегда акцентировало на этом внимание. У нас есть передовые технологии для того, чтобы строить прекрасные дороги, а это – основное условие проведения мирового ралли. Впервые этап «Формулы 1» прошел в Малайзии в 1999 году, и с тех пор мы каждый год принимаем у себя самые престижные в мире автогонки. Это привлекает огромное число туристов в нашу страну, в том числе и из России…

– Туризм, торговля, военная техника, а какие еще сферы сотрудничества могут быть между Россией и Малайзией?

– Образование. Сегодня мы активно инвестируем средства как в развитие системы образования в стране, так и в обучение наших студентов за границей. В российских вузах, в основном медицинских, учатся 3000 малайзийских студентов, и треть стоимости их обучения оплачивает государство. Здесь, в России, очень хорошая система высшего образования, а стоимость учебы у вас ниже раза в три, чем, например, в Великобритании или США. В свою очередь мы тоже пытаемся привлечь российских студентов для обучения в Малайзии. Нам есть что предложить: за относительно небольшие деньги, у нас можно получить прекрасное образование в сфере финансов, маркетинга, IT-технологий, освоить иностранные языки, прежде всего, английский. Несмотря на то, что официальный язык в нашей стране малайский, рабочим языком для бизнесменов, в туристическом секторе и сфере услуг является английский, и его у нас преподают блестяще. Поэтому государственные и частные университеты, бизнес-школы Малайзии ждут студентов из России.

"