Posted 31 мая 2010,, 20:00

Published 31 мая 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 07:09

Updated 8 марта, 07:09

Утром кровь, вечером танцы

Утром кровь, вечером танцы

31 мая 2010, 20:00
Вчера на Триумфальную площадь в Москве вновь попытались выйти защитники главного закона страны. И вновь из этого ничего не вышло. За несколько часов до оппозиционной акции площадь была оцеплена милицией. С утра там проходил своеобразный день донора, организованный проправительственными молодежными организациями. А вече

Власть к акциям оппозиции на Триумфальной готовится загодя. Уже вчера днем площадь вокруг памятника Маяковскому была оцеплена милицией, ставшей для центра Москвы таким же привычным антуражем, как бутики и дорогие иномарки. Возле известного ресторана «Горки», издали больше походившего вчера на милицейскую столовую, наблюдалось порядка десяти автобусов со стражами порядка. Некоторые из них спали, ожидая начала служебной вахты, остальные прятались от вернувшейся в Москву жары. Тем временем на сцене, возведенной на крыльце Концертного зала имени Чайковского, под большим полотном со словами «Молодая гвардия», заслонившим афиши с портретами Юрия Башмета, молодежь настраивала звук. «Двадцать восемь, двадцать девять, двадцать десять», – считал человек у микрофона, и голос его был слышен далеко за пределами Тверской.

Готовились к вечернему концерту. А с утра проправительственные молодежные организации проводили там свою акцию под названием «День поколения. Донорство». На площадь приехала машина Центра переливания крови института им. Бакулева. За четыре часа пропагандистской акции, по словам ее организаторов, удалось собрать около 30 литров крови. На площади было пустовато – основную массу активистов ждали только к 6 часам вечера – времени, на которое была запланирована акция «несогласных». Никто в общем-то и не скрывал, что задача – показать оппозиции, что место занято. Тем более что молодежное шоу было санкционировано, а оппозиционное – как всегда, нет.

«По Конституции власть не должна давать разрешение, – объяснила «НИ» председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева за несколько часов до начала акции. – Достаточно согласовать время и место встречи. Сделать это в очередной раз не удалось, поэтому никакого митинга не будет. Не будет микрофонов, лозунгов, динамиков. Просто выйдут люди со значками с числом «31», символизирующим статью Конституции, которую мы защищаем».

Стражи порядка начали готовиться к оппозиционной акции за много часов до ее начала.
Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН

Может быть, не стоит так биться за Триумфальную и провести акцию где-нибудь в другом месте? По мнению исполнительного директора движения «За права человека» Льва Пономарева, выбор места имеет важнейшее значение. «Решение о проведении места сбора является принципиальным. Если бы это был, допустим, только второй митинг, я бы, наверное, тоже ратовал за перенос акции в другое место, но после того, как на протяжении долгого времени власть фактически отказывает двум людям – Алексеевой и Лимонову – в праве на свободу собраний, подобное для нас неприемлемо», – заявил «НИ» правозащитник.

Каждый раз оппозицию прогоняют с Триумфальной площади якобы потому, что место занято. В июле там уже был объявлен фестиваль «Выбирай здоровье, будь как мы», в августе – спортивный фестиваль молодежи, в октябре – военно-спортивный праздник «Дивизион», последняя акция, проходившая 31 марта, получила название «День поколения». Хитрость, по мнению Льва Пономарева, заключается в том, что молодежные организации заявляют не митинг, а культурное мероприятие, срок заявки на него составляет не 15, а 30 дней. То есть они всегда оказываются впереди.

Особенность вчерашней акции в том, что она проходила на фоне встречи Владимира Путина с творческой интеллигенцией в Питере. Там премьер, говоря о подобных акциях, заметил: если люди «указывают какие-то болевые точки, на которые власть должна обратить внимание, – что же здесь плохого?». «Не думаю, что слова Путина повлияют на реакцию ОМОНа и милиции», – предвидел развитие вчерашних событий Лев Пономарев. А Людмила Алексеева отметила, что в словах премьера каждый может найти свой сигнал. «Заявление Путина можно охарактеризовать как «и вашим и нашим». Ну не мог премьер-министр сказать, что у нас невозможно провести оппозиционный митинг. И то, что у нас запрещена 31-я статья Конституции. В этом заявлении каждый может услышать то, что он хочет. Мы – то, что можно выходить и митинговать, власть – что можно разгонять».

Собственно, так и случилось. Вечером на Триумфальной площади собрались «несогласные». Сколько их было, сказать сложно, но по визуальным оценкам – несколько тысяч. У каждого на груди – значок «31». Тех, кто просто стоял и ничего при этом не говорил, стражи порядка не трогали. Среди безмолвно митингующих – Людмила Алексеева, Эдуард Лимонов, Лев Пономарев. А вот тех, кто позволил себе скандировать «Россия без Путина» и прочие неприятные для власти лозунги, люди в штатском на глазах у всех принимались избивать, а сотрудники ОМОНа запихивали их в свои автобусы. Среди 70 задержанных и член бюро движения «Солидарность» Илья Яшин. Говорят, на площадь пришел вчера омбудсмен Владимир Лукин. Корреспонденту «НИ» разглядеть его в толпе не удалось, но, как бы то ни было, присутствие официального правозащитника активным «несогласным» не помогло. Подробности – в завтрашнем номере «НИ».

"