Posted 31 марта 2008,, 20:00

Published 31 марта 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 08:21

Updated 8 марта, 08:21

«Почему нас можно закрывать?»

31 марта 2008, 20:00
До 15 апреля все некоммерческие организации (НКО) в России должны будут вновь отчитаться перед Росрегистрацией о своей деятельности и расходовании денежных средств. Однако обновленный закон задал такие требования, что многие с ними просто не в силах справиться. Поэтому вчера российские правозащитники потребовали у влас

Скоро российским НКО придется сдать отчеты Федеральной службе регистрации (ФРС). Это будет их второй «рапорт» после вступления в силу закона «О неправительственных и некоммерческих организациях», который, по замыслу авторов, должен был сделать финансовую деятельность общественных организаций максимально прозрачной. Однако российские правозащитники утверждают, что этот закон породил массу проблем. Полномочия проверяющих стали избыточны, перечень запрашиваемых документов не ограничен, требования к проверяемым выходят даже за рамки закона, меры наказания не соразмерны тяжести нарушений – НКО закрывают в ситуациях, когда достаточно предупреждения или штрафа.

Вчера, за 15 дней до сдачи своих отчетов, несколько НКО обратились к государству с требованием прекратить «административное давление». «Не меньше, чем малый бизнес, от удушающего бюрократического контроля сегодня страдают НКО», – отметили правозащитники в своем обращении. Документ подписали представители Центра развития демократии и прав человека, Московской Хельсинкской группы, Фонда защиты гласности, фонда «Общественный вердикт», Ассоциации «Голос» и других отечественных правозащитных организаций.

Авторы послания не случайно сравнили НКО с бизнес- структурами. Они объяснили, что «картина в обоих секторах очень похожая»: сейчас некоммерческие организации, как и мелкие коммерческие, «сталкиваются с чудовищным набором бюрократических препон», и пробиться через эти преграды зачастую под силу только крупным объединениям. Зато, по словам правозащитников, зарегистрировать НКО намного сложнее и дороже, чем бизнес, а закрыть такую организацию – легче. «Деятельность фирмы можно приостановить, только если она действовала не по закону или допустила какое-то грубое финансовое нарушение, а некоммерческую могут просто взять и закрыть без всякого основания или по надуманным причинам только потому, что так захотела Росрегистрация», – заявила «НИ» исполнительный директор ассоциации «Голос» Лилия Шибанова. Она привела в пример недавнюю историю с Самарским региональным отделением ассоциации, которое чиновники пытались ликвидировать накануне выборов. «Они основывались на том, что самарский «Голос» провел дискуссию по поводу предстоящих выборов, а в уставе организации не было обозначено, что мы имеем право дискуссиями заниматься. Правда, в суде мы доказали абсурдность всех этих претензий, но судья нам объяснил, что по новому закону ФРС может приостанавливать деятельность НКО и она этим правом воспользовалась», – говорит Лилия Шибанова.

Между тем российские правозащитники уже не раз предлагали скорректировать закон об НКО и сделать его более мягким. Однако на этот раз они пошли дальше. «Закона об общественных организациях в России не должно быть вообще. Есть юридическая форма существования организаций, и она регулируется общим законом об их деятельности, будь то коммерческая, некоммерческая структура или политическая партия. Мы ведь не нарушаем ничьи права в этой стране, ни Уголовный кодекс или какой-то другой закон, так почему нас можно закрывать?» – заключила «НИ» Лилия Шибанова.

"