Posted 28 февраля 2010,, 21:00

Published 28 февраля 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 07:08

Updated 8 марта, 07:08

Уйдут ли в отставку Мутко с Тягачевым?

Уйдут ли в отставку Мутко с Тягачевым?

28 февраля 2010, 21:00
Уйдут ли в отставку Мутко с Тягачевым?

Сегодня мы можем вздохнуть свободно – две недели позора, наконец, завершились. Олимпийская сборная России возвращается домой с самыми удручающими результатами за все время ее существования. Мы умудрились провалиться даже в тех видах спорта, в которых десятилетиями традиционно считались безусловными лидерами. Провал в хоккее. Провал в фигурном катании. Провал в женских лыжах… Теперь страна с трудом приходит в себя после бессонных ночей безумного разочарования.

Наверное, не было в России коллектива, где бы рабочее утро не начиналось с печального обсуждения очередной олимпийской гонки или игры. Чаще – печального. И всего лишь несколько раз – восторженного. Имена наших олимпийских чемпионов Евгения Устюгова, Никиты Крюкова, Светланы Слепцовой, Анны Богалий-Титовец, Ольги Медведцевой и Ольги Зайцевой хочется повторять с особой благодарностью – они не просто завоевали для России «золото». Они сохранили нам надежду на то, что еще не все потеряно. А «серебро» Евгения Плющенко, Александра Панжинского и Екатерины Илюхиной для нас все равно с золотым отливом, потому что эти спортсмены проявили такой характер и такую волю к победе, что мы готовы были простить им даже поражение. Уж очень нам не хватает такого стремления к результату во многих видах спорта. Да и не только в спорте.

Теперь, когда ванкуверский кошмар для россиян завершен, наступает «время подведения итогов и работы над ошибками». От результатов этой работы напрямую зависит, каким будет наше выступление в Сочи через четыре года. Сумеем ли мы, подобно канадцам, стать у себя дома триумфаторами или продолжим позорное падение. Чертовски хочется быть оптимистом. Но вспоминаешь Олимпиаду 2006-го, 2002-го, вспоминаешь, как мы тогда тоже искали причины провала и пытались поверить чиновникам от спорта, обещавшим учесть ошибки, и понимаешь, что оснований для оптимизма нет. Те же чиновники остаются в тех же креслах и произносят те же слова. Значит, и результаты будут теми же. То есть – удручающими.

Единственное, в чем мы, скорее всего, побьем все предыдущие Олимпиады, так это в размахе околоспортивных гульбищ. Уж если в Ванкувере наш «Русский дом» стал настоящим чемпионом мира по размаху гуляний, по количеству съеденной икры и выпитой водки, то у себя на родине мы окончательно всех перепьем, переедим, перепоем и перепляшем. Благо, бюджетных средств на этот праздник жизни пока никто не жалеет. Их жалеют на спортивную подготовку, на тренеров, на инвентарь. Это только сейчас из-за кулис Олимпиады прорываются голоса спортсменов, рассказывающих о том, как на собственные средства покупали коньки, собирали из подручных средств сани, залечивали у знакомых лекарей раны… Это только теперь выясняется, что из десятков миллиардов рублей, выделенных на подготовку к Олимпиаде, до спортсменов дошли копейки. Остальные растворились в чиновничьем болоте, растеклись по своим околоспортивным фирмочкам, растворились в мифических кампаниях по созданию имиджей. Ушли на представительские, командировочные, на вип-классы и вип-номера. Такой оравой дармоедов от власти, которая окружала национальную сборную России в Ванкувере, не могла похвастать ни одна другая команда. В этой сомнительной дисциплине мы тоже стали безусловными чемпионами. Скоморохи, выпивохи, лоснящиеся руководящие лица и растерянно затерявшиеся в этой толпе спортсмены – это не просто образ «Русского дома» в Ванкувере. Это образ самой России, где именно так поддерживают спорт и так им руководят.

Но чего можно было ожидать от Ванкувера при Мутко и Тягачеве? Каких побед и достижений? Спортсмены делали все, на что были способны. Не зря ведь раз за разом после неудачного финиша из разных уст наших ребят мы слышали эту фразу. Они зачастую действительно делали все, что могли. И прекрасно понимали, что опереться не на кого, чтобы добиться большего. Ни Тягачев, ни Мутко, ни руководители федераций не протянут руку помощи, если наших засудят, сомнительно обвинят или исподтишка сломают. Эти лощеные граждане бросаются навстречу лишь под лучи победы, демонстрируя в этих лучах собственную значимость. А в тени поражений спортсмен остается один.

При господине Мутко наш футбол так ни разу и не сумел пробиться на мировое первенство. Наши олимпийцы так и не смогли даже близко приблизиться к тем результатам, которые национальная команда показывала и в перестроечные 80-е, и в лихие 90-е. Наверное, это и не странно, если учитывать, что особых заслуг на спортивном поприще, помимо недолгого президентства в «Зените», в биографии Мутко не отыскать, Не считать же спортивной заслугой принадлежность к «питерским». Это, конечно, в наших реалиях почти как медаль, но далеко не всегда заслуженная.

Почти та же история с господином Тягачевым. Горнолыжная сборная ему, вероятно, и по плечу. По крайней мере, определенных успехов под его руководством она добивалась. Но до олимпийского уровня лыжный тренер так и не вырос. Возможно, не хватило времени и сил. Все ушло на создание в ближнем Подмосковье элитного комплекса «Лыжный центр Леонида Тягачева». Если бы с таким же вниманием и любовью в стране строились детские школы олимпийского резерва и базы для тренировок наших олимпийских команд, то, возможно, и результаты у нас были бы другими. Но на детский спорт у нас средств не хватает. А на «Центр Тягачева» нашлись. Может быть, Счетной палате, которая заявила о намерении проверить эффективность расходования средств, выделенных на подготовку к Олимпиаде, следует заглянуть и в «Лыжный центр», поинтересоваться, как и на что он создавался? Впрочем, не будем питать иллюзий. Степашин, он хоть и не горный лыжник, но своих не обидит. Знает ведь, кто кому лыжи натирает и кто за кем палки носит. А это у нас тоже почти как медаль.

Одним словом, как ни крути, а опять вся надежда на президента с премьером. Из их руководящих верхов уже что-то донеслось о возможном решении кадровых вопросов после провального Ванкувера. Да и не зря депутаты, верные указующему персту, засуетились, затребовали к барьеру и бывшего мяченосца Мутко, и даже палконосца Тягачева. Может быть, действительно затребуют. И, может, действительно решат? Чтобы в это поверить, оптимизма, честно говоря, не хватает. Еще меньше его и на то, чтобы поверить в готовность Тягачева и Мутко взять вину на себя и добровольно подать в отставку. Для такого решения нужно обладать настоящим мужским характером, чувством достоинства и чести. Сомневаюсь, что это относится к Мутко и Тягачеву. И очень хочу ошибиться. Уж слишком мало времени остается до Сочи-2014 и слишком не хочется домашнего позора.

Автор – главный редактор газеты «Новые Известия»

"