Posted 31 января 2011,, 21:00

Published 31 января 2011,, 21:00

Modified 8 марта, 06:45

Updated 8 марта, 06:45

Разделить на два

31 января 2011, 21:00
Вчера на Триумфальной площади в третий раз подряд состоялись сразу две акции в защиту свободы собраний в России. Одна из них – согласованная властями, заявку на нее подавали правозащитники во главе с Людмилой Алексеевой. Другая заявка, от группы во главе с писателем Эдуардом Лимоновом, согласована не была.

Бойцы ОМОНа и сотрудники оперативных полков милиции начали дежурство у станции метро «Маяковская» и на прилегающих улицах задолго до начала акции. У памятника поэту, а также на противоположной стороне Тверской-Ямской была запрещена парковка автомобилей. Утром здесь началась эвакуация машин, которые были оставлены с ночи. Уже по традиции до 17.00 на площади проходила акция «День донора», организованная прокремлевскими молодежными движениями.

Также выяснилось, что в этот раз подготовка силовых структур ко встрече с оппозицией вышла за пределы Триумфальной площади. Как сообщил «НИ» Эдуард Лимонов, с 30 января за его домом было установлено наружное наблюдение. «С таким опытом, как у меня, понятно: если люди 1,5 часа сидят в машине с затемненными стеклами и не выходят оттуда, то они делают это не просто так. Много раз я это видел, а последний раз – 31 декабря. Я не исключаю, что во дворе находились и другие машины», – рассказал писатель.

Кроме того, в понедельник в Москве прошли сразу три обыска. Один – на квартире руководителя московского отделения не зарегистрированной властями партии «Другая Россия» Николая Авдюшенкова, другой – дома у одного из партийных активистов, третий – в помещении оргкомитета «Стратегии-31». Обыски прошли в рамках уголовного дела, возбужденного по статье УК РФ «Призывы к участию в массовых беспорядках», и были связаны с событиями 12 декабря на Манежной площади. По мнению г-на Лимонова, обыски и слежка были организованы в связи с митингом «Стратегии-31». Однако оппозиционеров это не остановило. Они вышли на площадь и пытались собраться поближе к Концертному залу им. Чайковского, но стражи порядка всеми силами старались их оттуда оттеснить. Некоторых лимоновцев хватали на выходе из метро или в колоннаде, так что до своего митинга они просто не дошли. Еще один «путь отсечения» – проход от метро на Большую Садовую, который был закрыт: все, кто пытался нарушить запрет, попадали в руки милиции. Так был задержан и Эдуард Лимонов.

Милиция действовала весьма решительно, стараясь разделить пришедших на митинг людей на группы. Одна из таких групп, в которой оказался корреспондент «НИ», была вытеснена с площади и направлена по Тверской улице в сторону Белорусского вокзала. И хотя место акции для этих людей фактически изменилось, они продолжали скандировать на ходу: «Свободу России!»

Участники разрешенной акции группировались ближе к гостинице «Пекин». Точно сосчитать толпу было невозможно, но, по первому впечатлению, собралось никак не меньше 1,5 тыс. человек, при этом люди подходили и после начала акции. По мнению главы Московской Хельсинкской группы Людмилы Алексеевой, проведение третьей подряд разрешенной акции говорит об успехе «Стратегии-31». «Это значит, что люди, выходившие на Триумфальную площадь больше года, добились своего, власти были вынуждены согласиться на этот митинг, и он уже стал традиционным не только для нас, но для власти, что тоже очень важно», – заявила «НИ» правозащитница.

На то, что две акции в ближайшее время сольются в одну, надежды, судя по всему, мало. «Я устраиваю мирный митинг и каждый раз предлагаю сторонникам Эдуарда Лимонова договориться, мы всегда готовы дать им выступить. Но они не соглашаются. Я не понимаю, что они хотят», – рассказала г-жа Алексеева. «Это жалкая пародия на свободу, с которой я изначально боролся. И меня совершенно не устраивает митинг внутри военного лагеря, когда снаружи товарищей забирают», – объяснил свою позицию г-н Лимонов.

Людмила Алексеева убеждена, что «Стратегия-31» должна расширять сферу деятельности. «Организаторы должны ставить перед собой новые цели, более широкие, чем прежде. Если раньше мы говорили только о митинге на Триумфальной площади, то теперь мы должны добиваться, чтобы такие согласованные митинги проходили не только по 31-м числам, но в любое время и на территории всей России. Мы должны расширять свои требования за пределы 31-й статьи Конституции», – пояснила она.

"