Posted 29 сентября 2020,, 14:46
Published 29 сентября 2020,, 14:46
Modified 7 марта, 14:29
Updated 7 марта, 14:29
Дарья Вознесенская
Как пишет Aftonbladet, власти стран, связанных с расследованием катастрофы, ранее отрицали эту версию. До этого официальной причиной затопления судна, следовавшего из Таллина в Стокгольм, считалась штормовая погода — из-за сильных ударов волн был поврежден визор судна, в результате чего вода заполнила автомобильную палубу. Напомним, что тогда погибли 852 человека, в том числе 11 россиян. 137 гражданам, находившимся на борту парома, удалось спастись. Крушение произошло на половине пути до Стокгольма, рядом с финским островом Утё — судно дало крен и быстро затонуло. Эта катастрофа считается кораблекрушением с самым большим числом жертв в Балтийском море в мирное время.
Съемочная группа обнаружила пробоину в корпусе парома под последней буквой надписи «Estline». Высота повреждения составляет примерно 4 м, а ширина — до 1,2 м. Пробоина находится с обратной стороны каюты, из нее торчит полотенце.
Эксперты, опрошенные съемочной группой, сходятся во мнении — маловероятно, что пробоина образовалась в результате взрыва. «Тут характерно то, что она [пробоина] очень вытянутая. Ясно видно, что борт судна вдавлен внутрь. Если сравнить с картинками взрывов, то по ним видно, что металл обычно выгибается», — отметил капитан третьего ранга норвежского флота Франк Бёррсен, который принимает участие в операциях по разминированию.
Эксперты считают, что речь идет о внешней силе. В «Эстонию» мог врезаться какой-то крупный объект — возможно подводная лодка. Удар, который получил паром, соответствует массе в 500-600 тонн.
Просмотрев записи, профессор морских технологий Норвежского университета техники и естествознания Йорген Амдал пришел к выводу: нет оснований полагать, что с корпусом судна столкнулся визор. «Возможно также, что в судно попал камень или что-то с морского дна», — добавил он. Однако этой версии противоречит глинистое морское дно в районе крушения парома.
Экс-член следственной комиссии, ученый-механик Яан Метсавеэр после просмотра документального фильма также признал, что пробоина, скорее всего, появилась из-за какого-то внешнего объекта. Он назвал увиденное «открытием».
«Это новая информация, которая полностью подтверждает масштабную критику объяснений и расследования затопления. Теперь материалы показывают, и это видели эксперты, что что-то столкнулось с бортом судна с силой в несколько тысяч тонн, и в данном случае говорят о другом судне», — сказал новостному агентству ТТ бывший депутат шведского парламента и член комиссии по обороне Ларс Энгстрём, который давно призывал найти истинную причину крушения парома.
В документальных фильмах пережившие трагедию вспоминают, что до затопления «Эстонии» они почувствовали столкновение, а также услышали два сильных хлопка. По воспоминаниям Карла Эрика Рейнтамма — одного из первых пассажиров, выбравшихся с тонущего судна, было ощущение, что «Эстония» пробирается через лед. «Ничего странного в воде я не видел, кроме чего-то белого длиной в несколько метров. Оно уходило влево, и его накрывали волны. Я никогда не служил в армии, я не имею представления, как выглядят подводные лодки в воде. Было темно. Но паром явно на что-то напоролся, иначе чем еще можно объяснить звук, будто судно проезжает по льду?», — рассказал он.
Советник министра иностранных дел Эстонии Март Луйк заявил, что показанное в документальном фильме требует дополнительного исследования. Основная проблема, по его словам, заключается в том, что три страны договорились, что они «не будут нырять и снимать».
Отметим, что паром «Эстония» — это единственное в мире судно, которое охраняется законом о покое погибших. Расследование крушения без официального разрешения считается преступлением. Погружение к останкам парома запрещено. В настоящее время режиссера документального сериала «Эстония — находка, которая изменит все» Хендрика Эвертссона обвиняют в нарушении могильного покоя.