Posted 23 декабря 2019,, 07:05

Published 23 декабря 2019,, 07:05

Modified 7 марта, 15:23

Updated 7 марта, 15:23

Катастрофа МН-17: экс-сотрудник СБУ представил фильм-расследование

Катастрофа МН-17: экс-сотрудник СБУ представил фильм-расследование

23 декабря 2019, 07:05
Желание Нидерландов провести дополнительное расследование крушения пассажирского Boeing 777 в небе над Донбассом в преддверии суда весной 2020 года побуждает несогласных с официальной точкой зрения выдвигать свои версии катастрофы и расширять круг причастных к ней сторон.
Сюжет
Авиация

Людмила Бутузова

На днях с обвинениями в адрес Украины выступил «Центр расследований Василия Прозорова», создав изрядный шум если не на международном уровне, то в социальных сетях России и Украины. Г-н Прозоров выложил в ютубе собственный фильм-расследование -сделанный, к слову, на весьма высоком телевизионном уровне.

Напомним: пассажирский Boeing 777 "Малайзийских авиалиний", летевший из Амстердама в Куала-Лумпур, был сбит 17 июля 2014 года в небе над Донбассом. В авиакатастрофе не выжил никто - 283 пассажира и 15 членов экипажа стали жертвами трагедии. Для расследования была создана Международная следственная группа (JIT), в которую входят представители из Австралии, Бельгии, Малайзии, Нидерландов и Украины. Киев заявил, что к крушению причастна российская сторона. В Москве эти обвинения отвергли, отметив, что не было предоставлено никаких точных доказательств в поддержку этой версии, в то время как имеется достаточное количество улик против Украины.

В марте нынешнего года на пресс-конференции в Москве улики озвучил экс-сотрудник службы безопасности Украины Василий Прозоров. О себе он рассказал журналистам следующее: «С 1999 до 2018 года я являлся сотрудником СБУ Украины, в мае 2014 года работал в центральном аппарате, в штабе антитеррористического центра СБУ. Таким образом, я оказался в центре украинских спецслужб. Чтоб вы понимали уровень моей осведомленности - именно АТЦ СБУ до весны 2018 года фактически руководил АТО на востоке Украины". (В этом время на экране появились фотографии его документов — украинского паспорта и служебного удостоверения. Из первого следовало, что он родился в 1975 году в Бердянске, из второго — что является подполковником СБУ в должности «старшего консультанта-эксперта»). По словам подполковника Прозорова, сотрудничать с российскими коллегами он начал еще в апреле 2014 года по идеологическим причинам - не принял государственный переворот, картину которого наблюдал фактически изнутри. "Эта власть - не моя. Когда ко мне пришло осознание нацистского антинародного переворота, решил, что буду действовать любыми методами. Никаких обязательств перед государством уже не чувствовал, тем более после трагедии Одессы. Хотел ехать на Донбасс, в ополчение, но решил остаться внутри системы СБУ. Потому что информация оттуда может спасти тысячи людей", - пояснил он.

Украинская сторона весьма иронично отреагировала на явление беглого подполковника в Москве, принизив его «шпионскую роль» до должности эксперта-консультанта «в одном из самых бесполезных подразделений». Украинские СМИ писали, что никаких навыков в антитерроре у Прозорова нет: «АТЦ был для ряда сотрудников отстойником, куда переводились, чтобы ничего не делать и ни за что не отвечать, просто находясь на должности и отбывая выслугу лет».

В подтверждение этой характеристики и к разочарованию российских журналистов, на той мартовской пресс-конференции каких ибо ярких доказательств причастности Украины к сбитому Boeing 777 от Прозорова не прозвучало. Многое было пересказом из российских и зарубежных СМИ, и подкреплялась навязчивой мантрой, что виновность Украины -это его «личное убеждение». «Я долго проработал в системе украинских государственных органов и спецслужб и знаю время прохождения информации и время принятия решений. Момент, который меня насторожил — это феноменально быстрая реакция украинского руководства,— заявил он.— Однозначно сложилось мнение, что президент Порошенко и его пресс-служба знали об этом крушении заранее». Экс-сотрудник СБУ добавил, что «на все попытки осторожно разузнать обстоятельства, например, в разговоре с офицерами генерального штаба, практически всегда ответ был такой: "не лезь в эту тему, если не хочешь неприятностей"».

Он также назвал имена людей, по его мнению, причастных к катастрофе: это - бывший начальник департамента контрразведки Валерий Кондратюк и нынешний начальник Главного управления разведки Министерства обороны Василий Бурба.

В апреле Прозоров открыл свой проект под названием «Центр расследований Василия Прозорова» и его разоблачения стали более откроенными и доказательными. В толко что выпущенном фильме «МН-17. В поисках истины» перебежчик называет виновной в падении Боинга уже не только Украину, но и затрагивает также вопросы причастности к сокрытию преступления других сторон. Подтверждая свои слова, Прозоров впервые показал общественности официальные документы СБУ, видимо, захваченные им при переезде в Россию. В фильме также есть эксклюзивные интервью очевидцев, правда, в большинстве случаев, они почему-то сняты со спины и даже простые воспоминания излагают казенным слогом..

Появляются интересные факты о месторасположении украинских войск на момент 17 июля 2014 года. А также доводы в пользу версии «Украина сбила самолет из ЗРК «Бук»». «Первое – феноменально быстрая реакция украинского руководства. Как будто Порошенко и его службы знали заранее. Второе – воздух над боевыми действиями не был закрыт. Третье – на все попытки осторожно разузнать обстоятельства трагедии говорят: "Не лезь, если не хочешь неприятностей"», – рассказывает Прозоров.

Справедливости ради, отметим, вопросы о рейсе Амстердам-Куала-Лумпур поднимаются уже давно. Стороны конфликта –Россия и ДНР с одной стороны и Украина с другой – обвиняют друг друга в трагедии. Были опубликованы множество расследований от официальных и независимых источников, названы различные точки зрения и всё же так и не получен однозначный ответ на вопрос «Кто виноват?».

В своем фильме Прозоров, в частности, напоминает: Минобороны РФ предъявило неопровержимые доказательства того, что ракета «Бук», сбившая Боинг, принадлежала военной части, базирующейся под Львовом и была передана туда еще в 1986 году. Кроме того, концерн «Алмаз-Антей», который разрабатывает зенитно-ракетные комплексы «Бук», ранее представил результаты расследования, согласно которым ракета могла быть выпущена по Боингу лишь из района поселка Зарощенское (который на тот момент был под контролем украинских военных) в Донецкой области.

Трудно не согласиться и с утверждением автора фильма, что Украина и ее международные партнеры ничем весомым не подтверждают вину России и ДНР, ограничиваясь лишь голословными заявлениями. До сих пор общественности не представлены якобы находящиеся в руках у Америки спутниковые снимки, которые могли бы пролить свет на дислокацию сил ополченцев и ВСУ на момент катастрофы. До сих пор не допрошены диспетчеры, ведущие злосчастный рейс. Мало того, девушка-диспетчер которая вела Боинг, вообще исчезла! До сих пор не предъявлена на мировое обсуждение расшифровка «черного ящика» самолета.

После просмотра невольно задумываешься и о том, почему роль Украины в происшествии не рассматривается даже теоретически, хотя уже сам отказ о закрытии воздушного пространства над районом военных действий свидетельствует хотя бы о непредумышленном преступлении против мирового сообщества.

Однако вывод автора, что собранные в ходе его журналистского расследования доказательства якобы позволяют сделать вывод о заранее спланированной провокации, которая была планомерно реализована спец службами нескольких государств, кажется изрядно преувеличенным. Для «внутреннего пользования» такой вывод, возможно, и сойдет, но для международного сообщества доказательств маловато. Во всяком случае приказы бывшего президента Петра Порошенко, изданные в далеком 2014 году и продемонстрированные с экрана в 2019-ом, не убеждают, что рукой президента водил Обама, а диктовала текст вечно гадящая нам англичанка.

Но как версия… Никто не запрещает автору ее литературно обработать и высказать. Тем более, что и сам Прозоров на исключительной документальности своего произведения не настаивает: «Я свободен от всех обязательств и начинаю собственный проект. Моим призванием стала публицистика, я пишу книги и провожу расследования. На своем сайте я буду разоблачать преступления и ложь негодяев, захвативших власть после Майдана». Добавим от себя, что за это ему ничего не грозит. В данный момент экс-сотрудник СБУ живет в России под охраной. При этом, утверждает он, у него сохранились связи в Киеве.

Надо заметить, что появлению "альтернативных" версий разного рода способствует и слишком затянувшееся следствие по катастрофе Боинга.

"