Posted 18 февраля 2021,, 15:30

Published 18 февраля 2021,, 15:30

Modified 7 марта, 14:08

Updated 7 марта, 14:08

Долина "гейзеров" в Ростове Великом: что стоит за коммунальной катастрофой

Долина "гейзеров" в Ростове Великом: что стоит за коммунальной катастрофой

18 февраля 2021, 15:30
Несмотря на то, что власти и Ростова Великого, и всех городов Ярославской области, рапортовали о своей готовности к зиме, аварии в коммунальном хозяйстве происходят там постоянно. Крупнейшая случилась 13 февраля, и ее последствия до сих пор не исправлены.
Сюжет
Авария

Людмила Дискова, Ярославская область

В Ростове Великом продолжаются работы по ликвидации крупной коммунальной аварии, случившейся в субботу 13 февраля. Тогда в результате гидроудара вышло из строя оборудование котельной №38, обслуживающей один из районов Ростова. Без тепла остались более трех тысяч человек. Многочисленные прорывы труб, последовавшие вслед за поломкой оборудования, превратили городские улицы в каток. Кое-где фонтаны кипятка били по несколько часов кряду. Лишь 17 февраля удалось возобновить подачу тепла во все жилые дома. Однако до сих пор район местами похож на долину гейзеров – пар поднимается от теплотрасс, окутывает дома и проходящих мимо людей.

- В ту субботу я так наработалась, что решили прилечь на диван и отдохнуть, - рассказывает Татьяна Карасева. – Квартира у меня теплая, я даже зимой стараюсь окна не закрывать, дома хожу в легком халатике. А тут лежу и понимаю – мне холодно. Встала, чтобы окно закрыть, начала поправлять занавеску и батареи коснулась, а она холодная! Я испугалась, стала соседям звонить, в аварийку…Так и узнала, что у нас авария на котельной. Ну, думала, что все быстро сделают. Какое там! Утром в воскресенье рабочих привезли аж из Ярославля. Они тут по колено в воде часами что-то делали с трубами.

- У меня окна квартиры прямо на котельную выходят, - говорит Алексей Смирнов. – Вечером в субботу услышал, как в батареях что-то пощелкивать начало, а потом они остыли. Я из окна увидел, как на котельной все забегали, техника приехала, всю ночь они там что-то делали. Прожекторы светили в полную силу. В воскресенье в магазин собрался продуктов купить, а из подъезда и не выйти – кругом вода…

До сих пор у дома на улице Спартаковская, 111, где живет Алексей Смирнов, лежат поваленные деревья, рабочие закрывают поврежденную теплотрассу. В Ростов они приехали из Рыбинска. В ликвидации аварии, кроме рыбинцев, принимали участие бригады специалистов из Углича, Ярославля, Ростова…

В какую сумму обойдутся работы по устранению всех последствий аварии, пока непонятно, потому что зимой весь объем ремонтных работ провести невозможно – основные запланированы на лето.

Виктор Неженец, заместитель председателя правительства Ярославской области, заявил о том, что случившаяся авария – это результат того, что износ коммунальной инфраструктуры в Ростовском районе высокий, в среднем по объектам теплоснабжения он, по его словам, составляет порядка семидесяти процентов.

Понятно, что речь г-н Неженец ведет не только о том микрорайоне, который обслуживает 38-я котельная. Он говорит о городе в целом. По его словам, последний большой капитальный ремонт теплосетей в Ростове проводился в 2003 – 2005 годах. Потом, как говорят дорожники, шел ремонт картами, то есть менялись наиболее изношенные участки труб. Сегодня эти заплатки видны даже неспециалисту.

Впрочем, надеется на то, что в ближайшее время в город заедут бригады ремонтников, чтобы провести большой капремонт, не стоит. Пока власти очень осторожно говорят о том, что нынешним летом в Ростове «запланированы мероприятия по замене более одного километра тепловых сетей, а также строительство 800 метров новых тепловых сетей и центрального теплового пункта. Будет также проведена реконструкция котельной 38. Там установят новые котлы, теплообменники, насосы, обновят резервное топливное хозяйство». На вопрос об источниках финансирования ремонтных работ, чиновники отвечают, что ждут помощи в этом вопросе от федерального центра. Своими силами их провести не удастся.

- Сколько вы говорите стоимость ремонта одного километра теплосетей? Двадцать миллионов? – Переспрашивает Алексей Смирнов. – А я вот тут как-то взял да посчитал, сколько денег в год за отопление и горячую воду только жители нашей пятиэтажки платят. У меня получилось чуть ли ни два миллиона. Это ж какие деньжищи-то! И ведь домов-то у нас рядом вон сколько!

Многие люди с Алексеем соглашаются, говорят, что цифры в квитанциях каждый год увеличиваются, а качество услуг лучше не стало.

- За отопление все время прибавляют, а трубы никто не ремонтирует уже много лет, - рассуждает Татьяна Корсакова. - Они рвутся как картон. По городу сегодня пройти нельзя, он либо в воде, либо во льду. Власти наши как будто и не видят всего этого…

Нынче, когда авария случилась, чиновники предложили жителям пострадавших квартир пожить в ДК или на стадионе, в помещениях, где спортсмены переодеваются. Но там ведь, мягко говоря, совсем неуютно – прохладно, воды нет, да и спать было негде. Это потом раскладушки с матрасами привезли…

Мы с Татьяной заходим в квартиры тех, куда тепло пришло только в среду днем.

Светлана с улицы Февральской ухаживает за дедушкой, которому недавно исполнилось 93 года.

- Дедулечка наш уже не встает. Когда отопление отключили, мы его накрыли всеми одеялами, которые у нас были, а сверху бутылки с горячей водой подкладывали, чтобы он руки согревал. Перевезти его куда-нибудь? Как вы себе это представляете? Мы на третьем этаже живем. Кто хоть его вниз спускать будет? Да и ехать нам некуда…

Катя, мама семимесячной малышки из дома по Окружной, до сих пор в себя прийти не может. Когда мы зашли в ее квартиру, там еще и воды не было. Никакой. Перемерзла вся. Но, кажется, она даже внимания на это не обращала, ее радовало уже то, что потеплели батареи.

- Сейчас вот только отопление включили! – Обрадованно рассказывает она. - Старших-то детей мы отправили к бабушке еще в субботу, а сами остались с малышкой. Как уйдешь? А вдруг беда какая случится – дадут отопление и батареи полопаются. Что в квартире-то будет?

Пока мы слушали Катю, по трубам что-то зажурчало, и она побежала в ванную воду включать. Из крана полилась желтая жидкость, но женщину это нисколько не расстроило: «Все хорошо! Хоть какая-то вода течет!»

Власти Ростова, как и власти всех городов Ярославской области, о готовности к зиме 2020-2021 года отрапортовали своевременно. Однако, что под этой самой готовностью понимать, вопрос большой, потому что аварии на сетях здесь совсем не редкость. Дело в том, что по устоявшемуся обычаю, каждое следующее поколение местных и региональных чиновников кивает на своих предшественников, обвиняя их в том, что многие годы они не делали ничего, а им вот теперь приходится «разгребать завалы» - ремонтировать дороги, теплотрассы, котельные, больницы, школы…Процесс этот повторяется уже десятилетия. Ощущение такое, что мы живем в каком-то замкнутом круге, выхода из которого просто нет.

Фото автора

"