Posted 6 августа 2019,, 10:57

Published 6 августа 2019,, 10:57

Modified 7 марта, 15:51

Updated 7 марта, 15:51

Годовщина "Конкорда": наш эксперт назвал неожиданную причину крушения

Годовщина "Конкорда": наш эксперт назвал неожиданную причину крушения

6 августа 2019, 10:57
25 июля 2000 года сразу после взлёта из парижского аэропорта взорвался сверхзвуковой лайнер "Конкорд". Погибли все 113 человек, бывших на борту самолета. Спустя 19 лет российский эксперт Юрий Антипов опроверг официальную версию следствия: катастрофа оказалась отнюдь не случайностью!
Сюжет
Авиация

Юрий Антипов, независимый технический эксперт

Вот как описывается само происшествие на профессиональном сайте "Тестпилот.ру":

"Двигатели СПС вышли на форсаж, и скорость начала быстро расти. «Конкорд» пробежал по полосе уже около 1200 метров, набрав скорость 280 км/ч. Скоро летчики должны были начать отрыв. В этот момент левая тележка шасси переехала железку, лежавшую на бетоне. Пневматики колес и дефлекторы воды моментально «пошли вразнос». Большой обрывок шины массой около трех килограммов отлетел вверх и с силой ударил «Конкорд» по крылу, выбив из обшивки топливного бака кусок дюраля размером примерно 30 х 30 см, позже обнаруженный на полосе. В пробоину хлынуло топливо. Летчики, видимо, что-то услышали, но сначала не поняли, что происходит. К тому же, скорость отрыва была почти достигнута и прервать взлет они уже не могли. Самолет промчался по полосе еще около 450 м и начал отрыв. В это время керосин, вытекавший из бака, вспыхнул от форсажной струи двигателя. На башне КДП это тут же заметили, прокричав пилотам по радио: «Вы горите!». «Конкорд» начало заносить влево: перегрелся и отказал ближайший к месту возгорания двигатель номер два. Перед самым отрывом поврежденная тележка шасси снесла габаритный фонарь на левой кромке ВПП. К этому моменту опытный командир экипажа Кристиан Марти уже принял решение: разогнать самолет на трех двигателях и довернуть на полосу ближайшего аэропорта Ле Бурже. Даже с многометровым шлейфом огня «Конкорд» в принципе мог приземлиться - в этом случае у пассажиров появлялся шанс на спасение. Чтобы набрать максимально возможную скорость при неполной тяге, командир немного опустил нос «Конкорда». Скорость начала постепенно расти. Но через несколько секунд, когда в Ле Бурже стали запрашивать экстренную посадку для терпящего аварию «Конкорда», командир экипажа лайнера сообщил по рации: «Нет, не получится, - слишком поздно». Это были последние слова капитана Марти... Произошло непоправимое: отказал второй двигатель на поврежденном крыле. От обреченного самолета начали отваливаться куски обшивки. Теоретически «Конкорд» мог лететь и на двух двигателях, но чтобы управляться, ему нужна была скорость, а с двумя «движками» разогнаться невозможно. Кроме того, от огня стали плавиться алюминиевые соты заполнителя элевонов. Органы управления потеряли эффективность, и это вызвало опрокидывание машины..."

Расследование этого авиапроисшествия пришло к выводу, что причиной возгорания самолёта стало вытекание топлива из разрушенного бака на левом крыле. В свою очередь разрушение крыла произошло из-за лопнувшего переднего колеса, которое в процессе разгона наехало на небольшую титановую скобу, упавшую из американского грузового самолёта DC-10, который взлетал несколькими минутами раньше "Конкорда".

Таким образом, речь идет о чистой случайности. Которая погубила не только 113 человеческих жизней, но и сам проект сверхзвуковой гражданской авиации (стоит напомнить, что советский аналог "Конкорда" - Ту-144 - разбился на авиавыставке в Ле Бурже 3 июня 1973 года и с тех пор развития не получил). Если верить следствию, то небольшая железяка, словно камень из пращи Давида, погубила целый Голиаф-Конкорд!

Автор этих строк сделал детальный анализ по перемещению железки по взлетной полосе. Если опустить чисто технические подробности, то получается, что скоба прыгала по ВПП словно теннисный мячик по корту.

Как было установлено «ВЕА»(организация, расследующая данное авиапроисшествие), титановая пластина являлась деталью двигателя N3 самолёта DC-10.Но двигатель №3 находится с ПРАВОЙ стороны самолёта DC-10. Но оторвавшаяся деталь почему-то падает на левую сторону ВПП. Затем на неё наезжает левое колесо «Конкорда», и пластина опять отлетает направо, причём за её пределы - на обочину.

Такие прыжки железки теоретически возможны, но маловероятны.

Теперь посмотрим, какие же разрушения колеса "Конкорда" могла доставить деталь с DC-10.

В ходе следствия «BEA» были проведены натурные исследования разрушения шины «Конкорда» при её наезде на титановую пластину. В некоторых экспериментах пластина при наезде на неё просто сминалась. В части экспериментов шина получала разрез, аналогичный тому, как показано на фото №3, то есть кривую линию с плавными обводами.

Однако!

Совсем другая картина видна на остатках шины. На фото №4, линия разрыва имеет не плавный вид, а ступенчатый с явными перегибами. Причём длины отрезков ломаной кривой с резкими перегибами разные. Более того, все точки перегибов линии разрыва шины явно находятся в местах ослабления конструкции шины, а именно, изгиб разреза происходит при пересечении линии разрыва шины с канавкой протектора шины.

Тогда возникает вопрос: а наезжал ли вообще "Конкорд" на эту железку? Если да, тогда на ней должны остаться следы от шин погибшего самолета. Но при внимательном прочтении следственных материалов выясняется, что и сами эксперты не были уверены в однозначном выводе.

Фраза в Заключении "ВЕА" «аre similar» , по сути, не является фразой «are identical». И раз это основное доказательство изложено именно в такой форме, без приборного подтверждения уникального химического состава резины шины "Конкорда" (и её спектра), значит, оно не является доказательством. А остатки резины, обнаруженной на одной из выступающей заклёпке пластины , могли быть просто результатом скольжения (скобления) титановой пластины по ВПП, поверхность которой вся покрыта остатками резины от торможения шин других самолётов.

Как известно из отчёта «BEA», причина крушения «Конкорда» свелась только к разрыву шины №2, которая наехала на железку. Но точно доказано, что уже во время разгона по земле у самолета были разрушены два колеса, а не одно - №1 и №2. Такая поломка не могла не отразиться в памяти черного ящика и ее не могли не заметить пилоты во время взлета.

На фото № 12 представлены данные FDR, опубликованные в отчёте «BEA». Не буду анализировать каждый из восьми графиков, характеризующий поведение самолета и действия экипажа. В нашем популярном изложении важен вывод:

При разбеге «Конкорда» по ВПП произошло два обособленных события, которые были зафиксированы датчиками самолёта. По совокупности данных с семи датчиков два события напрямую связаны с работой левого основного шасси, а именно, с разрушением шин колёс №1 и №2. Первое колесо (шина) на передней оси левого шасси вышло из строя во время по таймеру FDR 97573 (+/-1 секунда). При этом «Конкорд» не просел и продолжил разгон на трёх колёсах, не изменив своего углового положения относительно набегающего потока воздуха. Второе колесо (шина) на передней оси левого шасси вышло из строя во время по таймеру FDR 97586 (+/-1 секунда). При этом «Конкорд сильно просел из-за опускания самолёта на диски (спущенную резину на ободах) на передней оси левого шасси.Наличие этих двух обособленных событий, время между которыми составляет около 13 секунд, доказывает, что проблема с колёсами никоим образом не может быть связана с единовременным наездом колёс на титановую пластину, оставшуюся после самолёта DC-10.

Так какая же наиболее вероятная причина "потери " двух колёс левого основного шасси? На фото №13 показан маршрут движения "Конкорда" от здания аэропорта до начала ВПП. «Конкорд» с пассажирами, взяв старт от здания аэропорта, по прямой рулёжной дорожке на малой скорости направился к началу ВПП. Понятно, что на участке движения к месту старта тормоза «Конкорда» должны были работать только эпизодически и крайне не напряжённо. Ведь они рассчитаны на интенсивное торможение во время приземления самолёта, когда он заходит на посадку со скоростью около 300 км /час.

Но данные с речевого самописца объективно зафиксировали, что уже во время рулёжки экипаж отмечал сильный нагрев тормозов.

14 часов 40 минут 35 секунд (время, синхронизированное с временем аэропорта) командир «Конкорда» сообщает об ошибке, и что температура тормозов составляет 100 градусов. «Err brakes one hundred degrees». А ведь «Конкорд» только начал своё медленное движение по рулёжной дорожке, проехав по ней всего 25 секунд после начала движения.

До начала ускорения по ВПП 26R остаётся 1 минута 54 секунд.14 часов 41 минута 09 секунд. Борт-инженер сообщает, что температура тормозов составляет уже 150 градусов. «Brake temperatures checked one hundred fifty». За время 34 секунды медленного качения по рулёжной дорожке тормоза нагрелись ещё на 50 градусов.

До начала разгона самолёта остаётся 1 минута 22 секунда.

14 часов 41 минута 20 секунд. Командир спрашивает: Разогрев идёт слева или справа тоже? «Is it hotter on the left or the right there?». И речь идёт о тормозах самолёта.

14 часов 41 минута 28 секунд. Борт-инженер говорит (скорее всего, отвечает на вопрос командира), что разогрев идёт с обеих сторон. «It's about the same you know».

14 часов 41 минута 30 секунд. Второй пилот спрашивает. Какой максимум? «What's the max?».14 часов 41 минута 32 секунды. Борт-инженер отвечает на вопрос второго пилота. Что пределом температуры и являются 150 градусов, которые уже достигнуты. «There we're atone hundred fifty».

И теперь становится понятным, что весь экипаж при рулении по дорожке перед началом разгона был озабочен температурой тормозов, которая, несмотря на медленную скорость самолёта при рулёжке, уже достигла максимально возможной температуры. До начала интенсивного разбега по ВПП 26R остаётся одна минута.

14 часов 42 минута 32 секунды. Самолёт начинает ускоряться по ВПП. 14 часов 42 минуты 43 секунды. Борт-инженер сообщает, что зафиксированы четыре перегрева. «We have four reheats». Т.е. после начала разгона прошло всего 11 секунд. Именно в это время зафиксировано первое событие, связанное с ненормальной работой левого шасси.В переговорах экипажа больше нет упоминаний о перегреве тормозов «Конкорда», т. к. буквально через несколько секунд возникнут большие проблемы с двигателями, и естественно, всё внимание экипажа будет сосредоточено на их работе. Но сам факт, что перед взлётом «Конкорда» при его медленной рулёжке к месту старта, тормоза разогрелись до предельной температуры, и этот момент очень сильно беспокоил весь экипаж, говорит, практически, однозначно, что перед стартом шло подтормаживание колёс шасси, что и вызвало их сильный разогрев перед стартом самолёта.

Но и это ещё не всё. В отчёте «BEA» сказано, что на обнаруженной на месте крушения «Конкорда» левой панели (место борт-инженера) на приборах была зафиксирована температура тормозов 170 градусов, причём тумблер включения охлаждения тормозов был в положении «Вкл.».И становится понятным, что горячие тормоза разогрели до высокой температуру и шины «Конкорда» ещё до взлёта. С началом быстрого разгона, тормоза нагрелись до ещё больше и давление в шинах ещё более возросло из-за запредельной температуры тормозов. И экипаж был вынужден включить принудительный обдув тормозов. Но даже в течение нескольких минут свободного полёта, когда тепло в тормозах должно было рассеиваться, и они должны были охлаждаться, в момент крушения на приборах всё ещё была температура тормозов?

Резюмирую. Данные обоих чёрных ящиков (FDR и CVR) "Конкорда", и оставшиеся следы на ВПП после разгона "Конкорда" полностью отвергают официальную версию и однозначно указывают на то, что катастрофа произошла из-за перегрева тормозов и последующего разрыва корда.

Почему же произошёл перегрев тормозов во время медленного движения самолёта по рулёжной дорожке? И наиболее вероятной причиной этого, скорее всего, послужила неисправность системы ABS, применённая впервые в мире на этом самолёте. "Конкорд" скорее всего пал жертвой необработанной технической новации, которую решили испытать на "живом" самолете с пассажирами на борту.

Понятно, что такая версия катастрофы не устроит никого, кроме жертв ЧП.

П.С.

В катастрофе самолёта "Concorde" под Парижем в 2000-м году виновна компания "Continental Airlines", чей самолёт потерял титановую скобу. Такое решение вынес французский суд 6 декабря 2010 года.

Компания оштрафована на 200 тысяч евро. Как сообщает BBC News, механик "Continental" Джон Тэйлор (John Taylor) осужден условно на 15 месяцев. Как уточняет CNN, Тэйлора, которого признали виновным в неумышленном убийстве, также обязали выплатить штраф в размере двух тысяч евро. Коллега Тэйлора был оправдан, как и три бывших представителя авиационных властей Франции.

КСТАТИ

Французов на борту "Конкорда" почти не было: 96 пассажиров из 100 были немецкими туристами, летевшими чартерным рейсом «AF-4590» в Нью-Йорк, чтобы там сесть на борт круизного лайнера и отправиться в сказочное кругосветное путешествие.

Полная версия материала со всеми графиками и иллюстрациями - на странице Юрия Антипова в ФБ.

"