Posted 4 февраля 2018,, 13:03

Published 4 февраля 2018,, 13:03

Le Figaro опубликовало сенсационную версию появления  РУТЕНИЯ-106

Le Figaro опубликовало сенсационную версию появления РУТЕНИЯ-106

4 февраля 2018, 13:03
Газета "Фигаро" опубликовала результаты собственного расследования появления облаков рутения-106 над странами Европы в сентябре 2017 года. Все следы всё-таки ведут на комбинат "Маяк": он выполнял контракт по заказу Италии на извлечение церия-144 из облучённого ядерного топлива.

Надежда Попова

Это расследование влиятельной французской газеты странным образом совпало с другим громким событием: в Москве в эти дни прошло заседание международной группы учёных.

В соответствии с повесткой дня, представители Франции (Жан-Люк Лашом), Финляндии (Алекси Маттила), Швеции (Катарина Данестиг Сйогрен и Анна Мария Бликст Бёр), Норвегии (Астрид Лилэнд), Германии (Флориан Геринг), России (Алексей Киселев, Константин Рубинштeйн и Виктор Иванов) сделали презентации по результатам измерений и анализа распространения рутения-106 в сентябре-октябре 2017 года. Учёные собрались в ИБРАЭ РАН (Институт проблем безопасного развития атомной энергетики). Итогом многочасовой встречи стал вывод, что комбинат "Маяк" не мог быть виновником выброса рутения-106...

Но пока эти выводы рождались в ИБРАЭ РАН, "Фигаро" уже готовила независимое расследование о ЧП на химическом комбинате "Маяк" в Челябинской области. Цитируем кое-что из текста, переведенного на русский язык: "Радиоактивное загрязнение, которое пролетело над Европой в конце сентября 2017 года, похоже, связано с контрактом с российским ядерным центром "Маяк" для фундаментального физического эксперимента. Официально Россия по-прежнему отрицает источник странного радиоактивного загрязнения облаком рутения- 106. Но информация, полученная "Le Figaro", позволяет реконструировать сценарий, который переводит все стрелки в сторону России и её крупного ядерного центра «Маяк». Все данные говорят о ЧП во время переработки огромного количества ОЯТ - облученного ядерного топлива". «Маяк» проводил такие операции для фундаментального эксперимента по ядерной физике (Борексино) во главе с Италией и Францией».

Французская газета пишет, что с комбинатом «Маяк» был заключён контракт на производство источника церия-144, который предназначался для размещения вблизи большого детектора частиц, установленного в Гран-Сассо".

Сделаем пояснение - некоторое время тому назад на комбинат "Маяк" обратились представители двух научных учреждений Франции и Италии. Они предложили химическому комбинату заключить договор на производство изотопа церия-144. Этот изотоп успешно лечит онкологические заболевания. Цитируем текст дальше:

- "Маяк" был единственным, кто ответил на наш призыв к тендерам на радиоактивный источник. И это единственный комбинат в мире, который смог это сделать , - говорит Тьерри Лассер, научный сотрудник Института по исследованию фундаментальных законов CEA (Комитета по атомной энергии Франции - "НИ"). "Российские власти говорят, что хотят пролить свет на происхождение этого необычного загрязнения, - пишет дальше "Фигаро". - Они пригласили международную делегацию научных экспертов в Москву. Эксперты из Германии, Финляндии, Франции, Норвегии, Швеции и России не договорились о происхождении загрязнения. Но они исключили гипотезы, выдвинутые россиянами, связанные с падением спутника (и "Новые Известия" писали об этом 11 декабря 2017 года) или медицинской катастрофой. Однако в этом отчёте признаётся, что это может быть только в случае переработки большого количества облучённого ядерного топлива. "Маяк" является эталонным центром такой переработки. И, согласно нашей информации, этот центр проводил такие операции для фундаментального эксперимента по ядерной физике, во главе с Италией и Францией. Французский ядерный институт CEA и его итальянский коллега Национальный институт ядерной физики Италии (Istituto Nazionale di Fisica Nucleare) отвечали за производство особого радиоактивного источника церия-144. Оба этих института получили в 2012 году гранты на 5 миллионов евро от Европейского исследовательского совета (ERC). Позже был заключен контракт на производство источника 144-церия с комбинатом "Маяк". Радиоактивный источник с "Маяка" должен был быть доставлен в итальянскую национальную подземную лабораторию Гран-Сассо (120 км от Рима, в горном массиве Гран-Сассо - "НИ").

- Этот источник должны были привезти в Италию весной 2018 года, затем использовать его 18 месяцев, а затем вернуть в Россию (на "Маяк" - "НИ") для окончательного хранения, - говорит профессор Марко Паллавичини из Института ядерной физики Италии . -Техника изготовления источника церия -144 требует переработки нескольких тонн облученного ядерного топлива.

- Нам понадобилось облученное ядерное топливо для переработки возрастом менее 5 лет, чтобы получить очень компактный источник в 20 граммов церия , - добавляет Тьерри Лассер".

Французские ученые полагают, что для производства церия-144 «Маяк» использовал облученное ядерное топливо трех-четырехлетней «выдержки». Но потом что-то пошло не так...

"В декабре сотрудники «Маяка» сообщили франко-итальянским спонсорам (уже после ЧП с загрязнением рутением -106 - "НИ"), что они не могут обеспечить радиоактивный источник церия-144, - пишет дальше "Фигаро". - Официальное объяснение , которое нам озвучили - говорит профессор Марко Паллавичини, - "производственный процесс не достиг необходимого уровня активности". Временное совпадение очень тревожное".

Сам собой возникает вопрос, вернее, даже вопросы: почему французские и итальянские ученые-ядерщики молчали, как партизаны, столько времени? Рутений-106 начал летать над головами с сентября 2017 года. Комбинат ''Маяк'' не сообщал общественности о контракте с выделением церия-144. На каком именно оборудовании выделяли этот радиоактивный изотоп в Озерске? И почему рутений-106 улетучивался бесконтрольно? Сколько именно рутения ушло в атмосферу осенью 2017 года?

Из досье "Новых известий"

Церий - редкоземельный металл, назван в честь планеты Церера. Получают из осколков деления урана, тория или плутония. Химически высокотоксичен, пирофорен. Наиболее важное значение в биологии и медицине имеют изотопы церия -141, церия-143 и церия-144. Изотопы церия -144 (период полураспада 285 суток) применяют в аппликаторах при лучевой терапии рака кожи.