Posted 30 октября 2012,, 20:00

Published 30 октября 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:28

Updated 8 марта, 05:28

Остаться резидентом

Остаться резидентом

30 октября 2012, 20:00
За последние две недели из российских фондов акций «убежало» более 32 млн. долларов. В то же время китайские и бразильские фонды демонстрировали рост. Всего за 9 месяцев 2012 года из России вывезено более 57,9 млрд. долларов. Согласно официальным ожиданиям, отток капитала из страны по итогам года может составить 65 млр
Сюжет
Деньги

Термин «БРИК» появился в 2001 году с подачи председателя правления Goldman Sachs Asset Management Джима О'Нила. Он ввел в экономический обиход аббревиатуру, которая обозначает наиболее быстро развивающиеся страны – Бразилию, Россию, Индию, Китай. Государства были негласно объединены по уровню мирового влияния в политических решениях, по наращенному объему внутренних рынков, быстрым темпам экономического роста.

Год назад термин был расширен из-за присоединения к БРИК ЮАР (South Africa). Интересно, что за 10 лет существования этой аббревиатуры Китай стал второй по размерам экономикой в мире, а Бразилия, Индия и Россия вошли в список 11 крупнейших. По данным МВФ, совокупный ВВП стран БРИКС вырос до 13,3 трлн. долларов в 2011 году с 2,8 трлн. долларов в 2002 году, а доля в мировой экономике увеличилась более чем вдвое и составила 19%. Страны контролируют 40% (или 4,4 трлн. долларов) всех валютных резервов в мире. Но в прогноз, что страны БРИКС через несколько лет станут гигантами мировой экономики, верят далеко не все. Сомнения и скепсис в большей степени вызывает у экономических футурологов именно Россия. По итогам 2011 года РФ заняла третье место среди стран БРИКС по росту ВВП (4,3%). Ее обогнали Индия (8,4%) и Китай (9,2%).

Отсутствие глобальных реформ, замедление темпов роста экономики, сырьевая зависимость, расцвет коррупции – вот далеко не полный список рисков, из-за которых наша страна может стать аутсайдером БРИКС. Такое мнение высказал основатель немецкого инвестиционного фонда Wermuth Asset Management GmbH Йохен Вермут. «Если Россия будет и дальше стагнировать, она будет де-факто исключена из группы БРИКС», – заявил экономист. Еще один критик – профессор Нью-Йоркского университета Нуриэль Рубини – в свое время предложил заменить Россию в БРИКС Турцией или Индонезией. По мнению Рубини, Россия постепенно превращается в «авторитарное государство, основанное лишь на репутации Путина как «крутого парня» и на экспорте нефти, газа и других природных ресурсов». Этим Россия и выбивается из строя остальных быстроразвивающихся экономик, делающих ставку на инновации и диверсифицированную экономику.

«Основная идея БРИКС в том, что это быстрорастущие страны, которые через 20–50 лет станут экономическими тяжеловесами. Но Россия сейчас не растет такими темпами, потенциальный рост экономики значительно снизился. И с этой точки зрения будет действительно справедливым исключить Россию из БРИКС», – поддерживает критику экономист инвестбанка JP Morgan Анатолий Шаль. Лауреат Нобелевской премии по экономике Пол Кругман подчеркивает, что инвесторы, рассчитывающие на доход, предпочитают вкладываться в Китай или Бразилию.

Эксперты, настроенные пессимистично, ссылаются на результаты глобальных рейтингов, наглядно демонстрирующие, что по ряду показателей Россия продолжает уступать Китаю, Бразилии и Индии. Так, в рейтинге экономической свободы американского центра Heritage Foundation РФ заняла 144-е место из 179. При этом экономики Бразилии, Индии и Китая опередили нашу страну. В рейтинге швейцарской экономической школы IMD, оценивающем способность государства создавать конкурентную среду и благоприятные условия для ведения бизнеса, наша страна находится на 49-м месте из 59. И здесь Россия уступает Бразилии, Китаю и Индии по защите личной безопасности и частной собственности, честности судебной системы, политической стабильности, прозрачности государственной политики, отсутствию бюрократии и коррупции.

Низкое качество госуправления – одна из основных проблем России. По результатам исследования немецкого фонда Бертельсмана, оценивающего степень готовности и способности госаппаратов стран БРИКС проводить назревшие широкомасштабные реформы, российский госаппарат оказался самым неэффективным. «Россия отстала в таких сферах, как политическое управление, стратегическое планирование и, например, координация деятельности министерств», – говорится в исследовании.

В рейтинге глобальной конкуренции Всемирного экономического форума, где анализируются инновационный потенциал и развитость финансовой системы, Россия опустилась с 63-й на 66-ю позицию. В индексе предпринимательской активности The Global Entrepreneurship Monitor, касающемся условий для работы бизнеса, Россия снова оказывается позади своих «союзников».

Впрочем, не все аналитики оценивают нашу ситуацию негативно или, по крайней мере, хуже, чем положение остальных государств БРИКС. «Это точка зрения, которую пытаются активно продвигать на Западе, чтобы «стравить» членов БРИКС друг с другом. Их там принято делить на две части: демократические БРИКС с Индией и Бразилией и авторитарные – с Россией и Китаем, – подчеркнул в беседе с «НИ» профессор МГИМО Олег Барабанов. – БРИКС занимается сейчас не столько экономикой. Конечно, сейчас идет масштабное экономическое развитие внутри БРИКС, но оно не превалирует над политическими нюансами. То, что сегодня объединяет БРИКС, – это политическая повестка дня». По мнению профессора Барабанова, это своего рода альтернатива западным эгоцентричным моделям глобализации, так называемому «золотому миллиарду» развитого мира. «И здесь роль России вполне очевидна и востребована другими странами по БРИКС, – продолжает ученый. – Прежде всего в продвижении этой альтернативы заинтересован Китай, а он является ключевым членом БРИКС для продвижения динамизма этой негласной организации, и поэтому исключение России нереально».

Ведущий эксперт Центра развития Сергей Пухов напоминает, что БРИКС – это формальное объединение, «не имеющее, по сути, никакой ответственности». «Это не торговый и не валютный союз, поэтому выход страны из него или вхождение в какой-то подобный ему не влечет никаких существенных дополнительных преимуществ, какие может дать, например, вступление России в ВТО или в Евросоюз. Вхождение в БРИКС – это всего лишь достаточно привлекательная для инвестиций вывеска. Хотя и вполне конкретный инвестор смотрит не на сочетание букв в аббревиатуре БРИКС», – сказал «НИ» Сергей Пухов.

«Для «выхода» России из БРИКС нет никаких оснований. На политическом уровне созданные структуры БРИКС сохранятся, и Россия продолжит играть в организации одну из ключевых ролей, хотя бы из-за масштаба своей экономики и политической роли в мире», – комментирует ситуацию «НИ» главный экономист британского банка HSBC по России и странам СНГ Александр Морозов. По его словам, если исключать Россию из БРИКС по критерию недостаточно высоких темпов роста, то с проблемой замедления экономики сталкиваются практически все страны мира, включая соседей по БРИКС.

По мнению аналитиков HSBC, маловероятно, что БРИКС сможет сейчас, когда Европа на грани рецессии, стабилизировать экономическую ситуацию в мире, как это было в 2009 году. Они отмечают, что в Бразилии и Индии рост уже резко замедлился, а Китай и Россия теряют темпы. В Китае за первое полугодие экспорт вырос только на 9,2% против 20% за аналогичный период прошлого года. Внутренний спрос жестко регулирует политика по снижению инфляции, что не может не сказаться на сокращении инвестиций и роста потребления. Риски для России связаны, по мнению британских аналитиков, с низкой ценой на нефть. А это в свою очередь вызовет замедление потребительского спроса. В таком случае рост ВВП можно ожидать на уровне не более 3% в год.

«До 2008 года российская экономика достаточно динамично развивалась, и по темпам роста была сопоставима со странами тогда еще БРИК, – напомнил «НИ» директор аналитического департамента коммерческого банка Кирилл Тремасов. – После 2008 года российская экономика провалилась довольно глубоко по сравнению с остальными странами нынешнего БРИКС. Реальный ВВП сократился практически на 10%. Ни в одной из стран БРИКС такого падения не было».

По словам аналитика, и в последующие годы восстановление было медленнее, чем на остальных развивающихся рынках, хотя сейчас Россия достаточно устойчиво держит траекторию четырехпроцентного роста. «В следующие два года движение будет чуть ниже этой траектории, но в любом случае это достаточно устойчивые темпы роста, – прогнозирует г-н Тремасов. – Если нам удастся остаться в диапазоне 3–4% роста, то и это неплохой результат». Эксперт сравнил темпы российского экономического роста с китайским. Китай до кризиса демонстрировал двузначные темпы роста, а сейчас вряд ли может рассчитывать больше, чем на 7–8% роста ВВП. По мнению эксперта, в текущем году Россия по макропараметрам не выглядит существенно хуже других партнеров по БРИКС.

«Другое дело, что в России реформы практически прекратились. И по ряду направлений идет регресс. В первую очередь я бы отметил реформу накопительной пенсионной системы. Переход к ней был прорывом для российской экономики. Сейчас же эта реформа, по всей видимости, будет похоронена. А это серьезный шаг назад. И с точки зрения реформ, потенциала развития, нахождение России в группе более привлекательных развивающихся стран сейчас под вопросом. Если так пойдет и дальше, то действительно интерес к России будет снижаться», – предупреждает аналитик.

"