Posted 31 августа 2018, 15:30
Published 31 августа 2018, 15:30
Modified 7 марта, 16:37
Updated 7 марта, 16:37
"Все эти концерны находятся в режиме беспрерывных переговоров с "Газпромом", - говорит Андрей Мовчан в эфире радиостанции "Эхо Москвы". - Все они являются коммерческими участниками проекта и все они хотят своих условий, своих возможностей, своих выплат, своих прибылей и так далее. Лишний раз намекнуть "Газпрому" на то, что у него позиция слабая и они, вообще говоря, могут из проекта-то выйти для того, чтобы их переговорная позиция была более сильной, – совершенно логично. Я бы делал ровно то же самое в этой ситуации.
Вообще говоря, интересов там очень много пересекающихся в разные стороны. И в том числе интересов внутриевропейских и интеревропейских. Очень многие смотрят косо на ситуацию, при которой Германия постепенно становится дистрибутором газа для всей Европы. И внутри самих подрядчиков по "Северному потоку" с их конкурентами, которые там не участвуют, тоже есть определенные, естественно, коммерческие трения и разногласия. И на уровне правительства тоже есть определенные трения и разногласия.
И поэтому говорить о том, что подрядчики не отвалятся, нельзя. Говорить о том, что они отвалятся в связи с санкциями Соединенных Штатов Америки нельзя в еще большей степени. Там достаточно разных причин, почему ситуация может быть переиграна. В том числе одной из причин является небезызвестный факт, что газопровод "Северный поток-2", вообще говоря, для России в целом убыточен.
Зачем тогда его строят? Это отдельный вопрос. Причем так упорно строят... Я же не следователь. Я же не герой итальянского сериала про мафию. У меня нет доказательств на руках. Но вы наверняка помните отчет Кудрина. Я имею в виду того Кудрина, который писал отчеты в "Сбербанке". Потому что другой Кудрин ничего не пишет…
Да, это огромные проекты. Да, по ним есть обоснования. Да, при определенных условиях обоснования можно считать разумными. Но если условия будут те, о которых сказано в отчете, и те, которых, вообще говоря, ожидает мир и ожидают аналитики, то проект убыточный. Почему они делаются? Я могу предположить, что потому, что на них можно очень много заработать в процессе. Доказать не могу, поэтому заранее выражаю это как частное мнение, а не как факт.
Германии он нужен, потому что это поставки газа. Потому что поставки через Украину, учитывая в первую очередь поведение России, вообще говоря, не гарантированы. Потому что поставки газа южным коридором по другим причинам не гарантированы. В частности потому, что то, что происходит в Турции, пока непонятно европейцам. Потому что непонятно, сколько будет нужно этого газа дальше. Если, например, цена на нефть упадет, то газа нужно будет больше. Просто потому, что раз цена упала, значит использование будет выше. А сжиженный газ дороже все равно. И сжиженный газ имеет смысл использовать тогда, когда вы по какой-то причине не можете получить дешевый газ по трубопроводу. Если с Россией будет кардинальная конфронтация – вопрос встанет. Будет ли она? Пока не видно. Пока вроде как Европа с Россией прекрасно торгует и находится в хороших отношениях. Собираются конфронтировать? Вроде не собираются. Все эти санкции – это все такая политическая игра, которая не меняет ткани отношений".