Posted 30 августа 2011,, 20:00

Published 30 августа 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 05:58

Updated 8 марта, 05:58

Не знают и не верят

30 августа 2011, 20:00
Имея возможность пользоваться платежными терминалами, четверть граждан России ею пренебрегает, потому что им не верит. Еще 21% россиян о подобных терминалах просто ничего не знает. Таковы результаты опубликованного вчера опроса, проведенного Национальным агентством финансовой информации (НАФИ). Они наглядно свидетельст

В стране уже не первый год на разных уровнях говорят о необходимости повышать уровень финансовой грамотности населения. При этом чаще всего оперируют цифрами, характеризующими распространенность различных банковских услуг, вовлеченность граждан в процесс использования ими разнообразных финансовых инструментов – депозиты, акции, другие ценные бумаги, ПИФы. Однако, как выясняется, для половины населения это все высшая математика, усвоить которую они не в состоянии. Сначала нужно провести ликбез на самом простом бытовом уровне, а именно обучить людей пользоваться простейшими устройствами, каковыми являются платежные терминалы.

Напомним, первые платежные терминалы появились в России в начале «нулевых» годов, а к 2005-му наступил подлинный бум их востребованности со стороны пользователей мобильной связью. Сейчас этот бизнес считается весьма прибыльным, недаром в Госдуме не так давно живо обсуждали, что и как следует разрешить оплачивать через автоматы. По экспертным оценкам, денежный оборот российских терминалов составлял не менее 1,6–1,8 млрд. руб. в день. Тем не менее, как выяснило НАФИ, почти половина населения к этому виду финансовых услуг отношения пока не имеет.

Каждый пятый знает, что терминалы существуют и действуют, но испытывает к ним недоверие. А каждый четвертый просто не имеет представления, что это такое. 68% граждан предпочитают оплачивать счета через окошко банковской кассы, 33% идут для этого на почту (ответов можно было давать больше одного). К оплате через почту прибегают в основном жители сел и поселков городского типа, тогда как в обеих российских столицах ее популярность упала до 7%. Платежные терминалы и банкоматы, которые НАФИ называет «переходным» каналом осуществления платежей, освоили лишь 35% населения. Оплата через Интернет, мобильный банкинг или электронные деньги – удел очень немногих избранных.

Как рассказала «НИ» генеральный директор НАФИ Гузелия Имаева, недоверие к терминалам чаще всего объясняется не подозрениями граждан в том, что их обманут, а сомнениями в технической надежности устройств. Подобная консервативность мышления чаще всего объясняется тем, что россияне боятся потерять деньги, которых у них и без того немного. Ну а то, что множество людей просто ничего об автоматах не знают, и комментировать излишне. «В эти категории чаще попадают люди преклонного возраста, которым присуща консервативность по отношению к разному роду нововведений, и жители регионов, – пояснила г-жа Имаева. – В столице и крупных городах инфраструктура сети покрытия платежных терминалов развиты гораздо лучше – они встречаются практически на каждом шагу. А вот в глубинке, кроме незнания и недоверия, действует еще тот фактор, что некоторые люди просто не могут совершить платеж вблизи дома или работы».

"