Posted 30 августа 2010,, 20:00

Published 30 августа 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:57

Updated 8 марта, 06:57

Завод в обмен на рынок

Завод в обмен на рынок

30 августа 2010, 20:00
Россия будет стимулировать зарубежные компании открывать свои производства на территории РФ, в том числе и посредством повышенных таможенных пошлин. Об этом вчера заявил премьер-министр Владимир Путин. Представленные в России иностранные автогиганты, пока не производящие у нас машины, а только торгующие ими, предупрежд

Премьер дал понять иностранным компаниям, что правительство собирается защищать собственное автопроизводство всеми силами и до конца, разрешив таким образом спор Минэкономразвития и Минпромторга вокруг возможного снижения заградительных пошлин. Напомним, что вице-премьер Игорь Шувалов заявлял в начале этого месяца, что правительство может рассмотреть вопрос о снижении пошлин на новые иномарки и стратегия развития российского автопрома-2020 не предусматривает их повышения. Теперь дело приобретает другой оборот.

«Ни одна страна, тем более Россия, не позволит, чтобы вы постоянно сбрасывали на наш рынок хлам и превращали Россию в помойку своей отработанной техники», – предупредил Владимир Путин зарубежных партнеров. «Но вместе с тем мы не хотим подрывать ваш бизнес в России, приходите к нам и разворачивайте здесь свое производство, – пригласил премьер по-хорошему. – Давайте мы договоримся следующим образом: мы сейчас ничего не будем делать в направлении повышения таможенных пошлин. Но вот вам временной график: в такие-то годы мы начнем постепенно поднимать таможенные тарифы, сначала на ввоз подержанной техники, потом постепенно будем повышать таможенные пошлины и на новые автомобили, готовую продукцию».

Но открыть сборочную линию недостаточно. Главное – обеспечить работой смежников, ведь один работник конвейера задействует еще семерых вне его. Поэтому глава правительства решил расширить задачу: «Мы хотим, чтобы вы, когда придете со своим производством, постепенно передавали технологии, навыки, повышали уровень производительности труда, повышали уровень технической подготовки российских специалистов», – отметил он, добавив, что все это должно быть предусмотрено в контрактах, которые подписывают производители с Минпромторгом.

Представители зарубежных автогигантов на заявления премьера РФ отреагировали довольно сдержанно. Они понимают, что россияне нуждаются в качественных авто, но и решить эту проблему быстро не считают возможным. А главное – сомневаются в ее рентабельности. «Своего производства у нас в России нет, и на данном этапе нет и таких планов, – заявила «НИ» Мария Магуайер, директор по связям с общественностью Mazda Motors Rus. – Конечно, заявление премьера мы не оставим без внимания, но так сразу среагировать не можем. Завод, как сказочный замок, за одну ночь не построишь. «Фольксваген» об этом лет шесть говорил, пока результата достиг. Могу одно сказать: нам, чтобы строиться, нужна рентабельность. А это значит продавать 300 тыс. машин в год. А наш рекорд пока – 80 тыс.».

Примерно те же доводы услышали «НИ» и в представительстве Mercedes-Benz Russia. Источник, близкий к руководству, сообщил, что компания пока ограничится имеющимися в Набережных Челнах двумя совместными площадками, где производятся грузовые автомобили. «Легковые модели производить мы пока не можем. Мы в свое время провели исследование и выяснили, какой объем продаж нам нужен для запуска местного завода. Так вот, пока мы его не достигли, нет смысла вкладываться в убыточный проект», – сообщил источник.

Генеральный директор автодилерского портала Олег Дацкив видит в стремлении премьера всех перевести на промсборку в России как позитивный фактор, так и негативный. «С одной стороны, Путин как государственный деятель абсолютно прав – в долгосрочной перспективе заводы вместе с технологиями и сопутствующими производствами перекочуют сюда. Мы получим качественные автомобили и занятость в отрасли. С другой – зарубежной компании сразу нужно инвестировать в линию 800 млн. долларов и более, при том что в России исторически нет комплектующей базы. И это не их вина. А если они будут пользоваться имеющейся здесь базой, то мы будем ездить на «Мерседесах» с характеристиками «Волги». Это никому не нужно!» По словам г-на Дацкива, с января будущего года в России начнут сборку по полному циклу линии Renault, Hyundai и Volkswagen. Остальные производители – те, кто пока еще скрепляют здесь узлы и красят кузова, – обещали, что полностью уйдут от узловой сборки лишь в течение ближайших семи лет. И это срок объективный.

Что же до потребителей, то пока будут идти переговоры и налаживаться производства, на их плечи лягут новые расходы. «Сейчас покупатель платит государству более 50% от стоимости нового авто: 30% пошлины, 17% НДС и 5% акциз. Это безумные деньги. А будут платить еще больше, – утверждает Олег Дацкив. – Это основной тормоз развития продаж. При существующих ценах емкость российского рынка до кризиса составляла 3 млн. машин в год. Но если россиянам дать немецкие или американские цены, рынок вырастет ровно вдвое». А ради высокой цели в перспективе можно претерпеть неудобства на пути к ней, считает эксперт: «Главное, что правительство не собирается возрождать ВАЗ и «Москвич» в их советском понимании и стремится дать рынку качественные автомобили», – отмечает он.

"