Posted 30 августа 2006,, 20:00

Published 30 августа 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:01

Updated 8 марта, 09:01

Колосс на глиноземных ногах

30 августа 2006, 20:00
Слияние двух крупнейших российских алюминиевых заводов – «Русский алюминий» («РусАл») и «Сибирско-Уральской алюминиевой компании» («СУАЛ»), – по-видимому, все-таки произойдет. Причем к двум гигантам присоединятся и глиноземные активы швейцарской компании Glencore. Британская Financial Times даже опубликовала вчера подр

В последнее время Федеральная антимонопольная служба активно атакует все российские монополии, во всяком случае в СМИ, но на прошлой неделе заместитель руководителя ФАС Андрей Цыганов неожиданно заявил, что слияние двух алюминиевых гигантов России может быть службой одобрено. «Новые Известия» попытались вчера выяснить аргументы в пользу такой позиции, однако в ФАС поспешили подкорректировать выступление руководителя. «Пока еще мы ничего не одобряем, об этом говорить рано, – заявила пресс-секретарь ведомства Елена Нагайчук. – Никаких документов об этой сделке нам еще не поступало. Возможно, что положительный эффект от сделки, о котором говорил Андрей Цыганов, действительно будет высок и объединенная компания сможет эффективно продвигать интересы российского бизнеса за рубежом. Но ФАС обязательно проверит, нет ли куда большего негативного эффекта от монополизации внутреннего алюминиевого рынка. Только после взвешивания позитивных и негативных влияний можно будет говорить об одобрении или неодобрении». Г-жа Нагайчук отметила, что средний срок рассмотрения законности сделки составляет месяц, плюс еще 20 дней в случае, если первого месяца окажется недостаточно. Если возникают дополнительные вопросы, сроки могут продлиться и сверх этих пределов. Таким образом, в ближайший месяц «РусАл» и «СУАЛ» точно не сольются, поскольку без одобрения ФАС сделка не может состояться.

Есть опасения, что она может не состояться никогда, ведь речь идет о явном уничтожении внутренней конкуренции и образовании монополии, сопоставимой по масштабам с «Газпромом» и «Роснефтью». Правда, становление нефтегазовых гигантов ранее не сталкивалось с сопротивлением ФАС при всей очевидности негативного влияния на экономику. Так, например, «Юганскнефтегаз», перейдя в собственность «Роснефти», тут же заметно сократил рентабельность – с 26,9% до 21,5% по чистой прибыли и с 40,84% до 29,85% по ЕBITDA, то есть прибыли до налогообложения, уплаты процентов и амортизации. Аналогичная ситуация сложилась после покупки «Газпромом» компании «Сибнефть». По оценкам самой «Сибнефти», к 2010 году добыча на базовых месторождениях может упасть с 33 млн. тонн в 2005 году до 17,3 млн. тонн в 2010-м, даже если «Газпром» будет инвестировать в год на 600–700 млн. долл. больше, чем прежний владелец, – Millhouse Capital. Вспоминается также, что сразу после объявления «Газпрома» о покупке «Сибнефти» акции последней резко упали, а не наоборот, как всегда бывает, когда речь идет о взаимовыгодных слияниях.

Существенное отличие алюминиевой сделки заключается в том, что на этот раз гигант-монополист не будет принадлежать государству, во всяком случае пока. По этой причине сделка не так опасна для российской экономики. Но как ни парадоксально, по этой же причине она не имеет иммунитета перед ФАС. Впрочем, аналитик «Проспект» Дмитрий Парфенов полагает, что у антимонопольщиков нет поводов для претензий. «Едва ли стоит бояться того, что новая корпорация-монополист тут же задерет цены, ведь алюминий – биржевой товар, и его цена определяется игроками биржи. Скорее всего, ФАС разрешит слияние и предъявит к сделке те же требования, какие предъявлял и к предыдущим аналогичным слияниям в сфере металлургии: о всех повышениях цен свыше 20% необходимо заранее уведомлять ФАС», – считает эксперт.

"