Posted 30 июля 2013,, 20:00

Published 30 июля 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 02:16

Updated 8 марта, 02:16

На дне

На дне

30 июля 2013, 20:00
Владимир Путин на совещании по перспективам развития ВМФ и обеспечения флота вооружением и военной техникой подверг резкой критике сроки создания и испытаний ряда надводных и подводных кораблей для ВМФ. По словам главы государства, сохраняющиеся разногласия между военной промышленностью, количество брака, срывы сроков
Сюжет
Деньги

Президент особо отметил низкую эффективность взаимодействия между госзаказчиками и организациями оборонно-промышленного комплекса (ОПК), сбои в поставках комплектующих предприятиями-смежниками, отсутствие должной кооперации между производственными и проектными организациями, а также подчас низкое качество поставляемой техники. «За период строительства серийного корабля одного из проектов было 132 случая отказа техники. Вообще никуда не годится!» – возмутился президент, добавив, что ждет конкретных предложений по исправлению ситуации в течение полугода.

Верховный главнокомандующий напомнил, что в прошлом году в рамках гособоронзаказа был принят в эксплуатацию атомный подводный крейсер «Юрий Долгорукий», модернизированы подводные ракетоносцы «Новомосковск» и «Верхотурье». Ремонт и сервисное обслуживание прошли 748 кораблей и судов. Говоря о выполнении гособоронзаказа на 2013 год, глава государства отметил, что уже размещено более 80% от объемов заданий. «В целом это неплохо», – сказал он. В этом году основные контракты по военно-морским вооружениям заключены, и должны быть сданы такие современные стратегические ракетоносцы, как «Александр Невский» и «Владимир Мономах», а также головной атомный подводный крейсер «Северодвинск». Однако то, что последние должны поступить в распоряжение моряков, еще далеко не означает, что так и произойдет. По признанию главы государства, в действующую госпрограмму вооружений потребуется внести коррективы как по финансированию судов, которые должны быть сданы до 2015 года, так и по срокам их сдачи в эксплуатацию.

Одной из ключевых проблем президент назвал ценообразование, хотя и отметил, что ситуация по сравнению с прошлым годом улучшилась. «Не должно быть так, чтобы мы выделяли деньги, деньги зависали на счетах, а потом бы мы ждали корабли», – добавил президент Путин.

Напомним, в 2010 и 2011 годах заключение контрактов по гособоронзаказу сопровождалось скандалами. Минобороны объясняло их срыв неурегулированностью вопроса ценообразования с предприятиями ОПК и указывало на завышенные цены. Самые спорные контракты, в частности, на атомные подлодки с Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК) подписывались в ноябре 2011 года в присутствии Владимира Путина, который тогда занимал пост премьера. К концу года объем размещенного гособоронзаказа-2011 был доведен лишь до 95%. Проблемы по срокам исполнения гособоронзаказа наблюдались и в прошлом году, и, по всей видимости, они будут перенесены на этот.

Так. возникли проблемы с подводными ракетоносцами проекта 955 «Борей». До 2020 года их количество планировалось увеличить до восьми единиц. По состоянию на сегодняшний день ВМФ имеет всего один головной ракетоносец проекта «Борей» – «Юрий Долгорукий», при этом строительство его затянулось на 15 лет. Два других аналогичных ракетоносца («Александр Невский» и «Владимир Мономах»), как ожидается, будут приняты на вооружение в этом году. Оставшиеся пять должны быть сданы к 2020 году, однако эксперты отмечают, что передача оставшихся крейсеров может задержаться. Равно как и остального морского оружия.

«Программа военно-морского перевооружения была нереалистичной с самого начала. У страны нет ни финансовых, ни технологических ресурсов для того, чтобы создавать технику требуемого уровня в необходимые сроки. Даже США с их военным бюджетом, превышающим российский в восемь раз, могут позволить себе вводить в строй только один тип подводных лодок в год. Мы же размахнулись так, что намерены до 2020 года построить восемь стратегических ракетоносцев, семь многоцелевых АПЛ и двенадцать дизель-электрических субмарин. Это уму не постижимо! По надводным судам, если США вводят семь кораблей в год, то мы намерены вводить по восемь», – рассказал «НИ» директор Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов.

По оценке эксперта, срывы сроков поставок, нарекания на качество поставляемых изделий, постоянные конфликты между промышленниками и Минобороны по поводу цены вполне закономерны, и в дальнейшем ситуация будет лишь усугубляться. «Громадье планов на фоне падения технологической культуры, устаревших производственных фондов, упадка в науке свидетельствует об авантюристичности затеи с переоснащением военно-морского флота», – полагает эксперт.

С таким мнением согласен и директор Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) Игорь Коротченко: «Золотой дождь, пролившийся на армию, не решит проблем, накапливавшихся последние двадцать лет. Срыв сроков неудивителен, учитывая бардак в отрасли и накопившуюся технологическую отсталость. При этом для того, чтобы выбиться из графика, достаточно, если график поставки комплектующих будет сорван хотя бы одним смежником. Для сравнения: только в строительстве подлодок класса «Борей» участвуют более 650 предприятий».

Эксперты отмечают, что проблемы, проявившиеся в военно-морской сфере, в полной мере распространяются и на остальные программы переоснащения армии – сухопутные войска, авиационное вооружение, ядерные силы. «Для сравнения: проблемы с электронной базой приводят к тому, что мы вынуждены закупать чипы, микросхемы за рубежом, – добавляет «НИ» Игорь Коротченко. – Однако поскольку продавать технологии военного назначения Запад нам отказывается, то приходится брать импортные гражданские комплектующие и устанавливать их на военную технику. В том числе и космическую. Для работы по требованиям военных они зачастую не приспособлены. По сути, мы лишь латаем дыры в обороне, и одними деньгами тут ничего уже не решить».

"