Posted 30 июля 2009,, 20:00

Published 30 июля 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:25

Updated 8 марта, 07:25

Лучший из худших

Лучший из худших

30 июля 2009, 20:00
По данным Института экономики переходного периода (ИЭПП), который с 2005 года рассчитывает индекс промышленного оптимизма, в июле впервые с начала кризиса этот показатель стал чуть-чуть расти. Из глубокого минуса он, к сожалению, не вышел, но все же двинулся вверх. Однако к предприятиям малого бизнеса это, увы, относит

То, что пессимизма становится меньше, еще не означает, что ему на смену идет оптимизм. Индекс все равно отрицательный – минус 20,3 пункта, но это лучший показатель с ноября 2008 года, когда кризис на российских просторах бушевал немилосердно. Однако нынешнее значение индекса превосходит прежний кризисный максимум на целых 3 пункта. На вопрос, где же у нас искать неунывающих потенциальных оптимистов, исследователи ИЭПП дают однозначный ответ: на предприятиях, где трудится свыше 500 человек. Там настроение поднимается благодаря удовлетворенности объемами продаж. Правда, чувство удовлетворенности еще не «глубокое», но с чего-то надо начинать.

А вот небольшие предприятия (до 500 занятых) не видят позитива и поэтому практически не меняют оценок своего весьма бедственного состояния. Бизнес, надо сказать, привыкает довольствоваться малым. Все, например, констатируют: спрос на их продукцию продолжает падать, но «крупняк» чувствует, что это происходит не так стремительно, как в предыдущие девять месяцев. Сейчас 23% больших производителей считают свои объемы продаж нормальными. Этот показатель в июле стал для них лучшим с октября прошлого года. А вот «малыши» ничем подобным похвастаться, увы, не могут. Мало того, в этом месяце темп снижения спроса оказался у них в два раза хуже, чем у «старших» коллег.

По оценкам запасов готовой продукции крупные предприятия тоже выглядят заметно лучше, чем их «братья меньшие», у которых на складах залежались нереализованные товары. Большим заводам удается потихоньку избавляться от затоваривания, которое происходило практически непрерывно с ноября прошлого года по апрель нынешнего. Второй месяц подряд они удерживают запасы на уровне кризисного минимума, сопоставимого со средним значением 12 предкризисных месяцев. А вот «малыши», как отмечают исследователи, никакого прогресса по этому показателю за кризисные месяцы не увидели.

Вместе с тем, отмечают в ИЭПП, речь идет не о реальных объемах запасов, а о том, как их оценивают руководители предприятий. Оперировать оценками, а не официальной статистикой физических объемов запасов исследователи вынуждены потому, что ее адекватность невелика даже в странах с развитыми статсистемами, к числу которых Россия, увы, не относится.

Устойчиво негативным сигналом уходящего месяца стало ухудшение планов выпуска на август-сентябрь. По сравнению с июнем эти планы снизились на 14 пунктов, что немало. «Эксперты отмечают: планы выпуска ухудшаются, потому что в прогнозах на ближайшие месяцы ничего не говорится о росте спроса. Прогнозы эти, надо сказать, не меняются, если не принимать в учет сезонность, с февраля.

Тем временем доступность кредитов для российской промышленности в июле снизилась до 28%. Это худший результат последних четырех месяцев. «Финансовые усилия и психологическое давление властей перестали давать результат на этом фронте борьбы с кризисом», – комментируют эту ситуацию эксперты ИЭПП. Сохранить расположение кредитных организаций удалось только предприятиям с численностью персонала от 251 до 1 тыс. человек, то есть крупным. А малому и среднему бизнесу банки кредиты дают очень неохотно.

"