Posted 30 марта 2016,, 21:00

Published 30 марта 2016,, 21:00

Modified 8 марта, 02:11

Updated 8 марта, 02:11

В трясине застоя

В трясине застоя

30 марта 2016, 21:00
Российской экономике предстоит пройти через длительную полосу рецессии даже при относительно оптимистичном варианте развития событий на мировом сырьевом рынке, прогнозирует Центр развития Высшей школы экономики. К устойчивому росту Россия вернется не ранее 2020 года – даже при повышении нефтяных котировок до 45–50 долл

Эксперты Центра развития рассмотрели два сценария – пессимистичный и оптимистичный. Первый предусматривает сохранение цен на нефть Urals на уровне 35 долларов за баррель до 2020 года, второй исходит из роста цен до 45 долларов за «бочку» в 2016 году и их стабилизации на уровне 50 долларов в 2017–2020 годах. Оба сценария предполагают сохранение действующего санкционного режима, а также сложившихся тенденций во внутренней экономической политике.

Однако ни то ни другое не сулит нам радужных перспектив и быстрого преодоления кризиса. При 35 долларах за баррель падение ВВП в 2016 году составит 1,6%, говорится в обзоре Центра развития. Суммарное падение ВВП за 2015–2019 годы может составить 8,1%, а рецессия продолжится вплоть до 2019 года. По итогам 2016 года ВВП сократится на 1,6%.

При нефти за 45 долларов падение ВВП в 2016 году составит 0,8%, дефицит бюджета – 2,7% ВВП с последующим сокращением до одного процента ВВП. Суммарное падение ВВП за 2015–2019 годы в этом сценарии аналитики оценили в 5,6%. «Рост цен на нефть до 50 долларов за баррель облегчает процесс адаптации экономики к новым условиям, но не позволяет перейти к устойчивому (пускай и скромному) росту ранее 2020 года», – отмечается в обзоре.

«Снижение бюджетных расходов ввиду институциональных ограничений (в том числе наличия «защищенных» статей и сильных позиций оборонно-сырьевого лобби) будет прежде всего ухудшать положение дел в социальной сфере, – прокомментировал для «НИ» результаты исследования замдиректора Центра развития НИУ ВШЭ Валерий Миронов. – Зарплаты бюджетников за 2015–2020 годы сократятся на 22–30% в реальном выражении. При этом будут снижаться объемы и качество бесплатно предоставляемых бюджетных услуг. Прогнозируемое продолжение рецессии приведет к тому, что снижение реальных доходов населения будет продолжаться еще в течение одного – трех лет».

Незавершенная адаптация экономики и бюджета к сокращению внешних поступлений и обусловленные этим глубина и длительность рецессии говорят о том, что бизнес в среднесрочном периоде скорее будет бороться за выживание, чем развивать новые производства.

«Сложившиеся тенденции и политические ограничения препятствуют отходу экономики со сложившейся депрессивной траектории, однако запас лояльности населения к ухудшению уровня жизни не безграничен и может быть исчерпан в рассматриваемой перспективе. В совокупности с растущим недовольством неолигархического бизнеса это создаст давление в пользу изменения внутренней и внешней политики», – полагают авторы доклада.

С прогнозами Центра развития довольно сложно не согласиться практически по всем пунктам, сказал «НИ» генеральный директор аналитического центра ThetaTrading Дмитрий Эдерман.

«Описание грядущих событий в прогнозе достаточно смелое. Цены на нефть действительно на несколько лет могут застрять на текущих низких уровнях, как это было в 90-е годы, и ничего хорошего ни для экономики, ни для уровня жизни населения это не сулит, – заметил эксперт. – Прогнозы о затяжной рецессии, необходимости выживания для бизнеса в ближайшие годы и снижении качества услуг также кажутся очевидными, но избежать их будет крайне затруднительно».

«Российскую экономику действительно ждет еще несколько лет рецессии из-за высокой степени ее зависимости от нефтяных расценок. Вдобавок, даже если цены на углеводороды вырастут, ей понадобится не менее пяти лет на то, чтобы оправиться от последствий сегодняшнего кризиса и справиться с безработицей», – предсказал «НИ» управляющий партнер Kirikov Group Даниил Кириков.

"